Объединила профессия
На протяжении многих десятилетий железнодорожные профессии в этой семье передаются из поколения в поколение, причем по женской линии – от матери к дочери. Поэтому династия включает несколько фамилий: Говор – Козыревские – Самойлович – Дылкины. На стальной магистрали трудились и мужчины этой большой семьи – мужья потомственных железнодорожниц. Общий стаж на Белорусской железной дороге у этих людей насчитывает порядка 170 лет.
Ведущий инженер по охране труда РУП «Белжелдорснаб» Ирина Дылкина – представитель четвертого поколения династии – перебирает пожелтевшие от времени документы, вырезки из газет, старые снимки, на которых дорогие и близкие ей люди. Каждый из них внес свой посильный вклад в развитие магистрали.
Основоположником династии стала прабабушка Ирины Елена Говор. Она трудилась в Жлобинской дистанции пути в 50 – 60-х годах прошлого столетия. На ее долю выпало немало испытаний – в годы войны погибли муж и несколько детей.
От работы – до любви
С железной дорогой связала жизнь и бабушка Ирины. Единственная оставшаяся в живых дочь Елены Любовь Говор (по мужу Козыревская) родилась в 1939 году в Жлобинском районе. На магистраль она пришла сразу после окончания школы и трудилась там более 40 лет. Была списчиком подвижного состава, старшим оператором СТЦ, дежурным по выдаче справок на вокзале. Трудовой путь начинала на станции Жлобин, потом перебралась в Калинковичи, а на заслуженный отдых ушла со станции Речица. За добросовестный труд получила множество благодарностей. Бывшие коллеги вспоминают Любовь Владимировну как очень ответственного, трудолюбивого и дисциплинированного работника. Такого, каким и должен быть настоящий железнодорожник. На магистрали она не только обрела призвание, но и вторую половину.
– У них был служебный роман, как сказали бы сейчас, – рассказывает Ирина. – Бабушка принесла пакет документов для дежурного по станции – им оказался дедушка. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, и через некоторое время они поженились.
Супруг Любови Юрий Козыревский родился в 1930 году в Сенненском районе Витебской области. Во время войны его родители погибли. Сначала он воспитывался в детдоме, потом у дальних родственников.
В 1948 году Юрий Андреевич начал трудовую деятельность на станции Жлобин в качестве ученика стрелочника. Позже прошел курсы дежурных по станции при Могилевской техшколе и до призыва в армию работал дежурным по той же станции. В 1955-м его откомандировали в управление строительства Сталинско-Магнитогорской магистрали, где он трудился поездным диспетчером.
В середине 60-х окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта и получил специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». Юрий Козыревский освоил много профессий прежде чем стать начальником станции Жлобин. Затем был заместителем начальника станции Калинковичи. 10 лет возглавлял станцию Речица. На заслуженный отдых ушел опять-таки со ставшей родной станции Жлобин.
На любом посту, в любой должности он пользовался заслуженным авторитетом и уважением. Добивался слаженной работы коллектива, четкого выполнения всех показателей, в том числе финансовых. «Уравновешенный, грамотный, отзывчивый», – так характеризуют его те, кто с ним трудился.
Таким же остался Юрий Андреевич и на заслуженном отдыхе. Восемь лет был инспектором по социальной защите ветеранов, активно проявлял себя в работе ветеранской организации Гомельского отделения и в целом Белорусской магистрали. Был председателем совета ветеранов Жлобинского узла, членом совета ветеранов Гомельского отделения, принимал участие в деятельности Дорпрофсожа. Более 50 лет Юрий Козыревский оставался верным Белорусской железной дороге. Его самоотверженный труд отмечен благодарностями руководства дороги, званием «Ветеран труда». Есть в его копилке и военные награды.
– Про войну дед рассказывать не любил, – поясняет Ирина. – В детстве я часто просила его об этом, хотела знать, за что он получил свои награды – орден Отечественной войны II степени, медали «Партизану Отечественной войны» II степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Однако он все больше отмалчивался или переводил разговор на другую тему. Бабушка и дедушка воспитали четверых детей. Много времени уделяли внукам. Сейчас их, к сожалению, уже нет в живых.
В наследство от родителей
Продолжили железнодорожную династию их дочери.
Старшая Надежда (по мужу Григорьева) после школы устроилась раздатчиком инструмента в локомотивное депо Калинковичи. Работала оператором группы учета – тогда заочно получила образование в гомельском отраслевом техникуме. После восьми лет на железной дороге – вынужденный перерыв: переезд в Забайкалье вслед за мужем-военнослужащим. По возвращении в Беларусь снова устроилась на стальную магистраль, на сей раз уже на станцию Речица. Работала билетным кассиром, позже товарным. Через некоторое время перешла в РУП «Белжелдорснаб» (в Минске) и 17 лет трудилась на этом предприятии – сначала кладовщиком, позже товароведом. В итоге железнодорожный стаж Надежды Григорьевой – порядка 30 лет.
Ее младшая сестра Диана (по мужу Самойлович) поначалу выбрала медицину – в молодости трудилась медсестрой в роддоме. Выйдя замуж за военнослужащего, из-за постоянных переездов неоднократно меняла место работы. Когда вернулась в Речицу, судьба привела ее на железную дорогу. Работала сведенистом. Последние 15 лет Диана Юрьевна – товарный кассир на станции Речица. На железную дорогу пришли и две ее дочери. Старшая Елена (по мужу Савина) после окончания школы поступила в БелГУТ на факультет «Управление процессами перевозок». Три года трудилась товарным кассиром на станции, где много лет работали ее родные. Параллельно окончила столичный экономический университет, после чего поменяла род деятельности.
Вот и свела судьба
У младшей Ирины (по мужу Дылкиной) сомнений в выборе профессии не было. Она твердо решила стать железнодорожницей. Уже 10 лет трудится на стальной магистрали. Ирина унаследовала от родственников целеустремленность и ответственность, при выполнении поставленных задач всегда старается просчитывать ситуацию, что называется, на шаг вперед.
– Конечно же, в выборе профессии сыграл роль и тот факт, что я буквально выросла на железной дороге и была знакома с ее спецификой, – признается девушка. – У нас с сестрой разница в полтора года. Когда она поступила в БелГУТ, всегда с интересом рассказывала об учебе и о студенческой жизни. Через два года студенткой этого же вуза и факультета стала и я.
В 2008-м Ирину по распределению направили в Барановичи. Два года молодой специалист работала оператором при дежурном по станции Барановичи-Полесские. На железной дороге, как когда-то и ее бабушка, встретила свою вторую половину.
– Однажды соседка по комнате в общежитии пригласила меня на встречу с ее однокурсниками. Среди ребят был и мой будущий муж Алексей Дылкин, – вспоминает девушка.
Молодых людей связали не только чувства, но и профессиональные интересы. Он тоже окончил БелГУТ и на тот момент работал инженером-технологом в моторвагонном депо Минск.
Для него, уроженца Вилейки, примером для подражания стал дядя Роман Дылкин – нынешний начальник Молодечненского рефрижераторного вагонного депо. Глядя на него, Алексей тоже решил связать судьбу с железной дорогой. После окончания школы поступил на механический факультет
БелГУТа. За восемь лет работы в моторвагонном депо освоил несколько железнодорожных профессий. Начав в депо карьеру с должности инженера-технолога, он «вырос» до ведущего инженера службы локомотивного хозяйства Управления Белорусской железной дороги.
Вслед за мужем в столицу переехала и Ирина. Устроилась товарным кассиром на станцию Минск-Сортировочный, а позже – инженером по охране труда. Осенью 2017-го перевелась в РУП «Белжелдорснаб» в качестве ведущего инженера по охране труда.
Супруги воспитывают дочь. Шестилетняя Валерия обожает путешествия по железной дороге. Несмотря на юный возраст, безошибочно может отличить тепловоз от электровоза.
– Мама, а кем я буду, когда вырасту? – иногда задает вопрос девочка.
– Сама выберешь, когда подрастешь, – отвечает Ирина.
Но глядя на то, с каким увлечением Валерия наблюдает за поездами, можно предположить, что династия продолжится.
Анна МЕРКУШЕВИЧ
Фото из семейного архива