Из категории вечности
Фонды музея истории Белорусской железной дороги Центра научно-технической информации в минувшем году пополнили 62 экспоната.
Предметы, которые сейчас заняли достойное место в музейной экспозиции, сотрудникам музея передали родственники тех, кто немало лет жизни отдал Белорусской магистрали. К примеру, коллекцию форменной одежды железнодорожников дополнила фуражка образца 1955 года, которая принадлежала инженеру по маршрутизации поездов Минского отделения Константину Морозу. Ее передала музею его дочь Алиса Константиновна. Она же принесла и несколько фотографий отца, датированных первой половиной XX века. На одной из них Константин Исидорович запечатлен вместе со своим другом – машинистом паровоза локомотивного депо Минск Леонидом Бричем. На другой – родоначальник железнодорожной династии Мороз, отец Константина Исидор Васильевич в окружении коллег.
– Конечно, вряд ли сейчас кто-либо вспомнит имена людей на снимках, – говорит Алиса Константиновна. – Мне просто хотелось, чтобы современная молодежь увидела, как тогда жили железнодорожники. Мой отец родился в 1908 году, учился в начальной школе железнодорожного транспорта, а затем окончил орловское ПТУ. Всю жизнь трудился в Минском отделении дороги. Вспоминаю его самыми теплыми словами. Он был любящим родителем и большим трудоголиком. Ему доверяли самую ответственную работу.
Лариса Забродская – дочь железнодорожника Николая Львовича Зенькова. В 1930 – 1940-х годах он работал заместителем начальника распорядительного отдела службы движения магистрали. В то время управление Белорусской железной дороги находилось в Гомеле. Женщина передала в фонды музея не только уникальные фотоснимки из семейного архива, но и документы начала ХХ века, а также печатные издания того времени.
Александр Котеленец – внук Людвига Вороновича, начальника узкоколейной железной дороги Дулебского лесокомбината, – передал в дар музею фотодокументы об открытии участка Замостье – 807-й километр Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
А благодаря Гертруде Зарецкой – невестке начальника станции Негорелое Ивана Зарецкого – собрание музея пополнилось комплектом фотоматериалов об истории этой станции, датированным первой половиной XX века.
– В нашей семье всегда трепетно относились к материалам об истории магистрали, – отмечает Гертруда Васильевна. – Поэтому, посовещавшись с родными, мы решили передать некоторые дорогие нам вещи в музей. считаем, что их должны увидеть как можно больше людей.
Пополнили фонды в минувшем году и действующие железнодорожники Валерий Стромук, Мария Реклинская, Андрей Анкуда.
– Мы выражаем огромную благодарность всем людям, сохранившим и передавшим в музей исторические предметы и материалы, – говорит директор музея Юлия Валента. – Каждый такой раритет уникален. Все они займут достойное место в коллекциях. Наши сотрудники обращались и обращаются к железнодорожникам, членам их семей, ветеранам войны и труда с просьбой принять активное участие в пополнении фондовых коллекций. Посмотрите у себя дома, нет ли книги, брошюры, старой газеты, листовки-молнии, солдатского письма, фотографии, почетной грамоты, памятного значка, жетона или других предметов и документов, связанных с важными событиями в жизни Белорусской магистрали. Новые экспонаты необходимы музею всегда, потому что наша история – это категория вечности.
Сегодня 19 систематических коллекций музея истории Белорусской железной дороги Центра научно-технической информации насчитывают более 10 тыс. музейных предметов и предметов музейного значения. Благодаря им любой посетитель экспозиции найдет для себя то, что подтверждает убеждение: дорога – неотъемлемая часть и его жизни.