C любовью к магистрали

Почетному железнодорожнику Николаю Аверьянову завтра исполнится 90 лет. Правда, верится в это с трудом. Несмотря на солидный возраст, ветеран бодр, подтянут и ясными глазами смотрит на жизнь. Закалил его во многом непростой жизненный путь, в котором было сложно найти время для отдыха.

Связать жизнь с магистралью Николая Михайловича надоумил дядя Антон Тризна – мамин родной брат, который трудился на дороге еще с царских времен. Он был частым гостем в семье и каждый раз советовал племяннику идти по железнодорожной стезе. В 1943 году парень поступил в Гомельский железнодорожный техникум, который как раз вернулся из эвакуации. А первым местом работы молодого специалиста стала станция Жлобин. Начинал техническим конторщиком. Затем трудился дежурным по путям, маневровым диспетчером, старшим помощником, а позже стал заместителем начальника. Здесь же в Жлобине молодой железнодорожник встретил вторую половинку – выпускницу Московского транспортно-экономического института. С тех пор супруги вместе больше 60 лет: вырастили двух сыновей, дождались внуков и правнуков. Правда, в то время Николая Михайловича семья видела редко – на первом месте у него была работа. Руководство дороги не могло не заметить трудолюбивого, грамотного и инициативного специалиста. В 1954 году его назначают начальником станции Брест-Северный. Именно этот этап биографии, по словам Николая Михайловича, стал для него своеобразной железнодорожной «академией».
– В то время на станцию Брест-Северный поступал весь импорт из европейских стран. А это – новые правила размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе, организации перевозок: грузы перегружали из вагонов европейской колеи в вагоны союзной и наоборот. Многие операции выполнялись впервые. Приходилось учиться самому и учить других, – вспоминает ветеран.
Богатый опыт организации международных перевозок, накопленный за тринадцать лет работы на станции Брест-Северный, пригодился Аверьянову в дальнейшем. А с окончанием в 1965 году БИИЖТа к нему добавились и глубокие технические знания.
В конце 60-х годов в Барановичском отделении магистрали открываются новые пункты перегрузки экспортно-импортных грузов на станциях Берестовица, Свислочь, Лососно. Поэтому разыскивали специалиста высокого уровня, обладающего организаторскими способностями и знаниями принципов международных перевозок. Им оказывается Аверьянов – в 1968 году его назначают первым заместителем начальника Барановичского отделения. В этой нелегкой беспокойной должности Николай Михайлович трудился 20 лет. За эти годы в зоне обслуживания отделения появились такие промышленные гиганты, как ПО «Азот» и «Химволокно» в Гродно, ПО «Гранит» в Микашевичах, «Лидсельмаш» и многие другие. По сравнению с 1960 годом грузооборот в отделении возрос в 3,9 раза, а отправление грузов – в 5,6 раза. Быстрыми темпами росли международные перевозки. Обеспечить их в условиях постоянного дефицита подвижного состава можно было лишь постоянно совершенствуя организацию перевозочного процесса. И Николаю Михайловичу в этом деле не было равных.
– Про выходные и праздничные дни мы даже не вспоминали, а рабочие будни начинались с рассветом и заканчивались поздно вечером,– рассказывает ветеран. – В пик роста международных перевозок, когда на границе скапливалось большое количество импортных грузов в ожидании переработки и отправки их в Союз, на пограничных станциях Свислочь, Берестовица, Мстибово, Рудавка нужно было находиться безвыездно – организовывать перевалку грузов, перестановку вагонов.
За эту работу Николай Аверьянов отмечен не только правительственными наградами СССР, но и медалями «За заслуги в деле железнодорожных перевозок ГДР» I степени и знаком «Передовой железнодорожник Польской Народной Республики». Чтобы как-то снять напряжение после трудового дня, он по совету жены Людмилы Карловны сначала в шутку, а затем и всерьез занялся рукоделием. Освоил макраме. Это занятие превратилось в хобби. А его художественные изделия даже экспонировались в музее истории отделения.
Смелый и инициативный, Аверьянов всегда искал нестандартные решения. Иногда – на грани риска. Так было, к примеру, в начале 70-х во время строительства станции Ситница. Дробильно-сортировочный завод возводили параллельно со станцией. Для них поступали грузы – стройматериалы и оборудование. Но принимать их станция не могла – не было стрелок примыкания к главному ходу. А строители просили, власти настаивали… И тогда Николай Михайлович под свою ответственность дал разрешение путейцам отрихтовать рельсы главного пути перегона Микашевичи – Синкевичи (он предварительно был закрыт для движения поездов) и соединить их с путями станции для приема маневрового состава и подачи груза. Строители, конечно же, были благодарны, а их «благодетель» схлопотал наказание за нарушение ПТЭ. Правда, взыскание вскоре сняли. А за многолетний плодотворный труд Николай Михайлович награжден орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени» и самой престижной наградой – знаком «Почетному железнодорожнику».
Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, он не порывает связи с коллективом отделения. До недавнего времени был членом президиума райпрофсожа и совета ветеранов. Это настоящий профессионал и человек, абсолютно влюбленный в железную дорогу.

Яндекс.Метрика