Лучшая тактика – меры профилактики
Итоги работы по противодействию коррупции на Белорусской железной дороге в 2017 году подвели на заседании технико-экономического совета под председательством руководителя магистрали Владимира Морозова.
Белорусская железная дорога – одно из крупнейших государственных предприятий республики с многотысячным коллективом и различными направлениями деятельности, поэтому соблюдение антикоррупционного законодательства, как подчеркнул начальник дороги, – один из важных аспектов деятельности отрасли. Для противодействия коррупционным проявлениям на магистрали применяется системный подход.
Начальник юридической службы Оксана Непогодина в своем докладе о соблюдении антикоррупционного законодательства на магистрали отметила, что эта работа проводится в соответствии с мероприятиями по противодействию коррупции на Белорусской железной дороге на 2016 – 2018 годы, решениями технико-экономического совета и профильной дорожной комиссии, на заседании которой рассматриваются выявленные факты и вырабатываются меры по профилактике и недопущению аналогичных преступлений.
Контроль за соблюдением законодательства в сферах организации закупок и распоряжения государственным имуществом, финансовая дисциплина, повышение правовой грамотности руководителей и специалистов, анализ работы с обращениями граждан и юридических лиц – все это позволяет осуществлять эффективную профилактику преступлений коррупционной направленности на магистрали. К примеру, в организациях Белорусской железной дороги разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, в том числе установка систем видеонаблюдения, проводятся внеплановые инвентаризации и т. д. Для 174 железнодорожников в минувшем году было организовано повышение квалификации с изучением вопросов антикоррупционного законодательства.
Однако, по словам Оксаны Непогодиной, антикоррупционную работу стоит активизировать. По данным Генеральной прокуратуры, в 2017 году зарегистрировано 85 преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами организаций дороги. Так, имели место 33 случая задержания работников отрасли по подозрению в хищении имущества магистрали, из них 23 в установленном законодательством порядке признаны хищениями имущества нанимателя (к примеру, только по дизельному топливу – 19 фактов).
К административной ответственности по статье 10.5 Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хищение) привлечены 27 железнодорожников, все они уволены.
Обращаясь к участникам совещания, начальник дороги подчеркнул, что соблюдение антикоррупционного законодательства – одна из важнейших составляющих экономической безопасности отрасли: «Мы обязаны видеть в организации хозяйственной деятельности факторы, которые могут способствовать коррупционным проявлениям, и устранять их». При этом Владимир Морозов также подчеркнул, что следует исключить формальный подход к анализу подобных преступлений, принимать исчерпывающие меры по их предотвращению и возмещению причиненного ущерба. Он акцентировал внимание на необходимости изучения основ антикоррупционного законодательства для руководителей и должностных лиц всех уровней и учитывать эти знания при их аттестации.
на заседании технико-экономического совета с докладом о результатах контрольно-ревизионной работы выступил руководитель профильной службы Юрий Криводуб. Он рассказал об основных направлениях ведомственного контроля: за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и обособленных структурных подразделений магистрали, за полнотой и своевременностью поступления доходов от грузовых и пассажирских перевозок и за оплатой проезда в пассажирских поездах и противодействием безбилетному проезду.
Юрий Криводуб отметил, что анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности свидетельствует о том, что на предприятиях отрасли необходимо усилить работу по сохранности и эффективному использованию закрепленного имущества и товарно-материальных ценностей (особенно топлива), за полнотой поступления причитающихся платежей. Среди нарушений также выявлены необоснованные выплаты премий, материальной помощи, заработной платы.
В 2017 году в рамках ведомственного контроля проведено 147 проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Белорусской железной дороги и их обособленных подразделений, 504 проверки полноты и своевременности поступлений доходов от грузовых и пассажирских перевозок. Стоит отметить, что результативность контрольных мероприятий с каждым годом возрастает.
И усилению их эффективности во многом способствовало то, что специалисты контрольно-ревизионной службы начали использовать при проверках информационные системы, действующие на магистрали, – ЕСПД, ЕК ИСУФР.
Если говорить о контроле оплаты проезда в пассажирских поездах, то в минувшем году контролеры-ревизоры провели 55 294 проверки. Особое внимание уделялось курсирующим в часы пик, где контролеры-ревизоры работали группами. Всего в поездах в 2017 году выявлено 41 332 гражданина без проездных документов (это на 3,1 тыс. человек меньше, чем в 2016-м). За нарушения пассажирами правил пользования железнодорожным транспортом взыскано 179,9 тыс. рублей. Как свидетельствует статистика, безбилетников с каждым годом становится меньше. Этому во многом способствуют мероприятия, которые организует Белорусская магистраль, – различные декады контроля, в том числе с участием сотрудников Военизированной охраны и органов внутренних дел, активистов ОО «БРСМ».
На совещании участники обсуждали и внесение изменений в программу развития перевозок пассажиров железнодорожным транспортом до 2020 года. Начальник профильной службы Александр Захаревич в своем выступлении отметил, что в 2017 году на магистрали внедрены новые формы обслуживания пассажиров, такие, как предоставление бесплатного доступа в Интернет, как с использованием беспроводной технологии Wi-Fi, так и стационарных справочных терминалов. При этом справочные терминалы дают возможность доступа исключительно к интернет-ресурсам Белорусской железной дороги.
Кроме того, на внеклассных вокзалах в Минске, Бресте и Витебске организована работа залов ожидания повышенной комфортности «Клуб СВ». На всех вокзальных комплексах завершено формирование перечня обязательных услуг и созданы системы ориентирования и информационных носителей.
В текущем году предусмотрено оснащение касс автоматизированными системами изучения мнения пассажиров об обслуживании, а также обустройство на вокзалах информационных пунктов прямой связи с Контакт-центром Белорусской железной дороги.
В 2018 году определены объемы финансирования для приобретения 20 пассажирских вагонов локомотивной тяги и проводится процедура закупки. В рамках ремонтных программ будет проведен капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы 12 пассажирских вагонов.
Также на заседании технико-экономического совета участники рассмотрели вопрос внесения изменений в доведенные показатели прогноза социально-экономического развития на 2018 год, утвержденные приказом № 1Н.
Александра КОВАЛЕВА