Маршруты ее жизни
Трудовой стаж Тамары Болдушевской – 50 лет. Причем все это время она работала на одном месте – в Минском вагонном участке.
В 1966 году, сразу после окончания столичного ГПТУ № 34, Тамара Захаровна пришла в Минский резерв проводников. Почти сорок лет она трудилась проводником. За это время ее трудовая книжка буквально исписана благодарностями и поощрениями.
Связать жизнь с магистралью она решила не сразу. В далеком 1965-м восемнадцатилетняя выпускница одной из школ Вилейского района захотела учиться в столичном училище транспортного строительства на маляра-штукатура. Однако в последний момент передумала и подала документы в ГПТУ № 34 на специальность «проводник пассажирского вагона». Этот выбор был судьбоносным.
Учеба стала для нее периодом приобретения бесценных трудовых навыков и новых знакомств. К слову, с некоторыми своими однокурсниками Тамара Болдушевская общается и сегодня. Среди них – Валентина Корогвич. Вместе они вспоминают далекие шестидесятые и свою юность.
Первый профессиональный опыт Тамара Захаровна получила во время производственной практики: после окончания училища она трудилась в бригаде Якова Синайского на маршруте Минск – Донецк.
– Работа была физически тяжелой, – вспоминает героиня. – Кроме того, в старых деревянных вагонах производства Калининского вагоностроительного завода не было служебных купе. И мы, проводники, находились в одном из двухместных купе плацкартного вагона, как говорится, ближе к народу. Но мне общение с пассажирами всегда доставляло удовольствие.
После рождения детей Тамара Захаровна некоторое время работала проводником служебного вагона, услугами которого пользовались графисты из различных отделений Белорусской железной дороги. Правда, такая работа казалась ей слишком скучной – не хватало живого общения. Затем в течение нескольких лет она обслуживала пассажиров на направлении Минск – Одесса.
Как признается ветеран, был период, когда она хотела сменить работу и даже подавала заявление на увольнение. Но начальник Минского вагонного участка Вячеслав Смирнов уговорил остаться и перевел в бригаду поезда Минск – Полоцк.
За двадцать лет работы этот маршрут она изучила досконально. Следующие шесть лет Тамара Болдушевская обслуживала очень популярное в то время направление Минск – Симферополь, трудилась в бригаде под руководством начальника поезда Валентины Царенко.
В этот период Болдушевской зачастую приходилось быть наставницей для начинающих проводников. Среди ее учениц – Марина Побединская (ныне инженер по подготовке кадров Минского вагонного участка) и Алина Сильченко (сейчас инструктор поездных бригад Минского вагонного участка).
В 2006 году железнодорожница удостоена нагрудного знака «Выдатнiк Беларускай чыгункi». В то время она уже работала уборщиком служебных помещений Минского вагонного участка. Трудовую деятельность Тамара Захаровна продолжала почти до 70 лет. Много лет железной дороге отдал и ее супруг Михаил Павлович, который был бригадиром Минской дистанции пути.
Уже на пенсии Тамара Захаровна вместе с подругой впервые в жизни побывала в Новосибирске, открыв для себя красоту чарующей сибирской природы. Железнодорожница всегда вела активную жизнь. Ныне основные маршруты Тамары Болдушевской пролегают до родной Вилейщины и дачного участка в Молодечненском районе. Знаменитое выражение «Движение – это жизнь» остается для нее актуальным и сегодня.
Евгений ВОЛОСТНЫХ
Фото из личных архивов