Доказать, что ты – лучший
Лучших по профессии на железнодорожном транспорте определили в самом большом хозяйстве Белорусской – перевозок. Ежегодный конкурс в очередной раз проходит в столице среди представителей 18 специальностей.
По командам движенцев принимаются и отправляются поезда, работают сортировочные горки, производятся маневры на станциях. На них лежит большая ответственность, а значит, и спрос должен быть соответствующим.
Побороться за звание лучшего в своей профессии получили право те, кто преодолел предварительные этапы конкурса в узлах и отделениях. В дорожном состязании им предстояло пройти компьютерное тестирование и собеседование с членами комиссии – руководителями и специалистами службы перевозок. В принципе, ничего нового, ведь контроль знаний железнодорожников с помощью специализированной программы осуществляется постоянно. Но все же волнение давало о себе знать.
…Расположившись за компьютерами, конкурсанты приступили к выполнению теста. Для каждой из профессий – свой круг вопросов, касающихся специфики работы, Правил технической эксплуатации, инструкции по охране труда и других нормативных документов. Все примеры – из повседневной работы. Акцент в них сделан на нестандартные ситуации, ведь умение быстро принимать правильные решения для движенца очень важно. За четверть часа – двадцать четыре вопроса. Среди предложенных вариантов ответов скрывается один или несколько верных. Причем метод исключения не действует. Ответ засчитывается только в том случае, если тестируемый выбрал все правильные варианты. К слову, автоматизированная компьютерная система контроля знаний постоянно обновляется. Так, в нее уже включены вопросы с учетом новых ПТЭ и других нормативных документов, принятых на Белорусской железной дороге за последнее время.
Среди дежурных по отделению лучше коллег с тестом справился Игорь Бутрим из Барановичей. Он ответил верно на 79% вопросов. Однако в беседе с членами комиссии более уверенно держался представитель столичного отделения Анатолий Санцевич. Экзаменаторов интересовало буквально все, что касается профессиональной деятельности конкурсантов. Анатолий Александрович рассказал о новшествах в столичном отделении, о выполнении его коллективом основных показателей и доведенных заданий. Не вызвали сложностей у минчанина и вопросы о методах повышения эффективности использования подвижного состава на станции Шабаны, об условиях премирования работников отделения. В выборе лучшего в этой специальности комиссия была единогласна.
– В дорожном конкурсе профмастерства участвую во второй раз, – признался Анатолий Санцевич. – Усердно готовился накануне, читал специализированную литературу. Помогли знания, полученные в том числе и на предыдущих местах работы – дежурным по станции, составителем поездов, маневровым диспетчером. Дежурным по отделению тружусь семь лет.
О работе линейного поездного диспетчера грамотно и увлеченно часами может рассказывать Вадим Кизенков, который представлял на конкурсе Центр управления перевозками. Он давно зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, досконально освоил работу на участке Минск – Брест. И в очередной раз подтвердил это во время испытания. Первое место присудили именно ему.
Лучший узловой диспетчер работает в Могилевском отделении. По итогам конкурса это звание присвоено Наталье Чепелевич. Трудовую деятельность на магистрали она начала в 2002-м в должности оператора станционного технологического центра станции Осиповичи. Работала оператором при дежурном по отделению, диспетчером по регулированию вагонного парка. Поездным диспетчером трудится пятый год.
Победу в конкурсе среди локомотивных диспетчеров одержал гомельчанин Сергей Довгер. Он безупречно справляется с возложенными на него обязанностями, пользуется уважением в коллективе. В смене, где трудится конкурсант, в полной мере обеспечиваются безопасность движения, сохранность подвижного состава и перевозимых грузов, из года в год увеличивается средний вес сформированных поездов.
Во второй конкурсный день в борьбу вступили дежурные по сортировочным горкам, маневровые и станционные диспетчеры, дежурные по станции, по парку. И среди них был единственный «стобалльник». Дежурный по горке станции Брест-Восточный Сергей Протопопов безупречно справился со всеми вопросами теста. Но Светлана Липицкая, которая приехала на конкурс из Кричева, обошла его во время собеседования.
– Наверное, помогла поддержка родных и знакомых, многие из которых трудились и продолжают трудиться на предприятиях узла. Они помогали готовиться к конкурсу, – предположила железнодорожница.
Лучшим среди маневровых диспетчеров стал, пожалуй, один из самых молодых конкурсантов нынешнего года – Александр Ермоленко из Жлобина. За смену ему приходится общаться со многими людьми – руководством и дежурными по станции, составителями поездов, машинистами. Работа требует повышенной концентрации внимания, быстрой реакции, хорошей памяти. Когда поезд на подходе, времени на раздумья нет. Надо оперативно скоординировать действия представителей всех причастных служб. Станционный диспетчер принимает решения, берет ответственность за отданные распоряжения и контролирует их выполнение. Трудно представить, как можно разобраться с таким потоком информации, держать в голове все и сразу.
– Помогают опыт и знания, а еще – слаженная работа всей команды, – говорит Александр Ермоленко. – Главное – детально изучить производственную технологию. На станции Жлобин я уже более десяти лет. Начинал оператором поста электрической централизации, а с 2012 года станционный диспетчер.
Настоящая борьба развернулась среди дежурных по станции. Все конкурсанты в этой номинации, а большинство из них – представительницы прекрасного пола, показали высокий результат. Чуть сильнее на сей раз оказалась дежурный по станции Городок Ирина Крюкова.
Среди дежурных по парку удача в состязании улыбнулась гомельчанину Александру Гериловичу.
Оценивая результаты конкурсантов, заместитель начальника службы перевозок – начальник Центра управления перевозками Сергей Сакович отметил, что уровень подготовки из года в год растет. «Многие продемонстрировали глубокие знания, которые касаются не только их должностных инструкций, но и специфики работы железнодорожников смежных специальностей. Очень важно, чтобы каждый движенец трудился ответственно, проявлял инициативу, повышал свой вклад в оптимизацию деятельности магистрали, заботился о безопасности перевозок и соблюдении требований по охране труда», – сказал Сергей Евгеньевич. – Такая система проверки знаний – с помощью компьютера и устного собеседования – дает возможность объективно оценить уровень профессионализма конкурсантов.
А во время общения тет-а-тет работники могут также рассказать о том, что их волнует, с какими трудностями они сталкиваются на местах. Это позволяет оперативно принимать и необходимые управленческие решения.
Конкурс профессионального мастерства среди работников хозяйства перевозок продолжается. О том, кто стал лучшим по другим специальностям, мы расскажем в следующем номере газеты.
Андрей ИВУТЬ