Достойно прожитые годы
Вчера 80-й день рождения отметил почетный железнодорожник, ветеран службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Борис Козлов.
За долгий трудовой путь на магистрали он сменил не одну профессию и должность, при этом всегда стремился выполнять производственные обязанности максимально эффективно, четко следуя инструкциям. Таким его помнят и бывшие коллеги, которые в беседе с журналистом подчеркивают, что Борис Борисович никогда не ставил личные интересы выше общественных, а к любому порученному делу подходил ответственно и добросовестно.
Эти качества в нем воспитали родители: в большой семье рабочих из Борисова дети были приучены к труду. Правда, отец ушел из жизни рано – маленькому Борису было всего 9 лет. Мальчик помогал матери по хозяйству, а повзрослев, выбрал профессию по своему характеру – стабильную, надежную. После окончания оршанского отраслевого техникума новоиспеченный техник-эксплуатационник получил распределение на Горьковскую магистраль, дежурным по станции Пахарь. Но задержался там всего на месяц: был призван в армию. Отслужив в 1961 году, Борис Козлов пришел на Белорусскую железную дорогу. Начинал дежурным по станции Колодищи, потом в этой же должности трудился на станции Пуховичи. В Борисове работал весовщиком, заведующим грузовым двором. Дисциплинированного, исполнительного молодого человека заметило руководство. В результате 27-летнему парню доверили дело, где особенно пригодились его принципиальность и ответственность: на протяжении 16 лет Борис Козлов был коммерческим ревизором Минского отделения, проводил проверки организации грузовой и коммерческой работы в профильных подразделениях.
Без отрыва от производства окончил БИИЖТ, где получил специальность инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Был заместителем начальника по грузовой работе на станциях Минск-Товарный, Степянка. Вернулся в отделение, где трудился инспектором по розыску грузов, позже – старшим коммерческим ревизором – заместителем начальника отдела контейнерных перевозок и коммерческой работы. В 1989-м Борис Козлов перешел в Управление дороги (заместителем начальника службы контейнерных перевозок и коммерческой работы – дорожным коммерческим ревизором). Несколько лет работал первым заместителем начальника Дорожного коммерческого центра (ДКЦ), заместителем начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности. А в 1994-м возглавил ДКЦ, который вскоре был переименован в УП «Белжелдоррасчет» (сегодня – Главный расчетный информационный центр).
Время тогда было тяжелое. С распадом СССР утратились многие сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями, упали объемы железнодорожных перевозок, в первую очередь транзитных. Оказалась разрушенной отлаженная платежная система (как в части расчетов, так и в вопросах взыскания причитающихся платежей за выполненные перевозки грузов). В советское время подобные расчеты осуществлялись централизованно в «Совжелдоррасчете» МПС СССР. В 90-е годы прошлого века белорусским железнодорожникам пришлось создавать свой аналог – Дорожный коммерческий центр. Задача была поставлена серьезная: сформировать «с нуля» структуру, которая бы учитывала провозные платежи за каждый вагон, проследовавший по территории нашей страны. Реализация такого проекта шла непросто, поначалу не хватало опытных специалистов, четкой организации. К тому же многие предприятия-клиенты не имели средств для своевременной оплаты оказанной транспортной услуги – появилась дебиторская задолженность.
Руководить в столь непростых условиях такой значимой для магистрали структурой, как ДКЦ, где в штате насчитывалось около 350 человек, было сложно. Но Борис Борисович привык работать не за страх, а за совесть. Пример с него брали и подчиненные. Профессионализм и богатый практический опыт Козлова высоко ценил начальник Белорусской железной дороги Евгений Володько (в свое время они вместе окончили оршанский техникум). Объединив усилия дружного многотысячного коллектива, Белорусская магистраль сумела пережить сложный экономический период, сохранить инфраструктуру и кадровый потенциал. Посильный вклад в укрепление позиций дороги внесли и сотрудники Дорожного коммерческого центра вместе с его руководителем – Борисом Козловым.
Из ДКЦ герой публикации вернулся в службу грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, где и трудился до выхода на заслуженный отдых (ведущим инженером, дорожным коммерческим ревизором).
Оглядываясь на прожитые годы, Борис Борисович говорит, что пройденный путь был непростым, но интересным. А нынешнему поколению железнодорожников он желает сохранить славные трудовые традиции магистрали, всегда быть честными, принципиальными, добросовестными.
Инга МИНДАЛЁВА