«Гордость дороги моей»
Вот уже несколько лет подряд музей локомотивного депо Минск становится лучшим на магистрали в своей номинации. Очередная победа в дорожном конкурсе стала отличным подарком к его 50-летию, которое здесь на днях отметили.
…Кабина «старичка» ТЭП60 в натуральную величину – знаковый экспонат для музея. Рядом – манекен в форме машиниста, который словно приглашает за правое крыло в кабину локомотива. Символично, что возле этой композиции собрались в ходе торжественного мероприятия руководство, ветераны, молодое поколение работников предприятия, приглашенные гости и все, кто хотел поздравить музей с круглой датой.
История локомотивного депо Минск богата событиями. Об этом гостям напомнил председатель клуба «Ветеран» Евгений Чеховец:
– В 1871 году на станции Минск Либаво-Роменской дороги в связи с началом эксплуатации железнодорожной линии Вилейка – Минск было открыто паровозное депо на три стойла. Спустя почти столетие участник Великой Отечественной, машинист, почетный железнодорожник Яков Кругер стал инициатором и основателем первого на Белорусской железной дороге музея. Его идея воплотилась в жизнь к 50-летию Октябрьской революции – в ноябре 1967 года. Тогда же открылся и музей революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо Минск. В 1980-м ему было присвоено звание народного. Экспозиции хранилища по-прежнему находятся в одном из старейших зданий Минского железнодорожного узла – бывшем клубе Ильича.
Во время нынешнего торжества много теплых слов от имени руководства предприятия, профсоюзного комитета и гостей было сказано в адрес смотрителя музея – Евгении Лапицкой, которая уже 7 лет является хранителем истории локомотивного депо Минск.
– Стараюсь делать все, чтобы музей преображался. Конечно, изменения даются непросто. Но благодаря поддержке руководства, профкома и моих общественных помощников – Анатолия Швадовича, Петра Гецмана, Геннадия Домбровского, Леонида Демского, Евгения Чеховца и других – у нас все получается. Постоянно обновляем и пополняем фонды музея, чтобы сохранить память о наших ветеранах, династиях, представители которых на протяжении многих лет трудятся в депо. Хотим внедрить новые формы работы и надеемся, что руководство поддержит нас в этом, – поделилась планами Евгения Александровна.
С ответным словом выступил и. о. начальника локомотивного депо Минск Вадим Волоткович. Он отметил, что у музея есть повод для гордости, за 50 лет он неоднократно становился победителем дорожного конкурса. Это стало возможным благодаря коллективу ветеранов и всем руководителям музея в разные годы. Это место встреч разных поколений железнодорожников. К слову, именно с посещения музея предприятия и знакомства с его историей начинается в депо первый рабочий день у молодых специалистов.
В дар музею передали много раритетов. Ветеран Белорусской железной дороги Нина Козел отдала на хранение рубахи-вышиванки, в которых когда-то выступал в хоре при клубе Ильича ее дядя – старший бухгалтер тогда еще паровозного депо Николай Журик. Геннадий Домбровский – в прошлом машинист депо – создал макеты паровоза серии Л (знаменитой «Лебедянки») и тепловоза ТЭ7. Бывший машинист Евгений Коробенков передал свои права на управление сразу тремя видами локомотивов (паровозом, тепловозом, электровозом). Его коллега Валерий Ковалев подарил старинную лампу и книгу, а также посвятил музею стихи собственного сочинения.
К слову, стихотворением порадовали присутствующих и воспитанники малой Белорусской. Директор музея Белорусской железной дороги Юлия Валента и ее коллеги также подарили ценные экспонаты – книги и набор значков с железнодорожной символикой. В свою очередь, Евгения Лапицкая передала руководству депо послание для будущего поколения – в виде флешки, на которую записана вся история музея.
После завершения торжественной части присутствующие прошли по залам. С интересом рассмотрели стенды, посвященные руководству депо за весь период его существования. Изучили экспозиции о спортивной, культурной и профсоюзной жизни деповчан. Остановились у макетов локомотивов Геннадия Домбровского. Несколько уникальных экспонатов создали Петр Гецман и Анатолий Швадович: макет партизанской стоянки в зале, посвященном Великой Отечественной войне, и панорамный макет депо в масштабе 1:130. Визитная карточка музея – воссозданный кабинет начальника депо 50-х годов: массивный стол, мраморная лампа, радио, кожаный диван, старинные часы с боем… Немало в фондах музея семейных реликвий железнодорожников: документов, старинной мебели, книг.
Здесь не только бережно хранят историю депо, но и продолжают создавать его современную летопись. К примеру, к юбилею подготовили новую экспозицию. Стенд «История музея длиною в 50 лет» пришелся по душе всем гостям. Многие из присутствующих нашли на фотографиях знакомые лица, вспомнили яркие моменты из жизни депо.
– Для меня представленные здесь экспонаты имеют большое значение. Ведь это наша история, – признался бывший машинист Валерий Ковалев и прочитал свое стихотворение:
Мы по залам пройдем, поглядим экспонаты.
Экспонаты… да это же наши ребята.
Многих знаем… ушли… помним… вместе трудились.
Да! Хоть время идет, но мы их не забыли.
Вот династии – гордость дороги моей.
Вижу я среди них очень многих друзей.
Что ж, осмотр наш подходит к концу,
50 – а музей наш подобен юнцу.
Анна МЕРКУШЕВИЧ