На дорогу – по семейной традиции
Представители династии Савочкиных-Гарбач называют локомотивное депо Гомель вторым домом.И это неудивительно. Общий трудовой стаж четырех поколений семьи, которые работали на этом предприятии, – без малого 180 лет.
Имя ветерана труда Виктора Савочкина хорошо известно старшему поколению работников депо. Ему уже 87 лет, 57 из которых он был связан с магистралью, вырастил и подготовил не один десяток высококлассных слесарей по ремонту подвижного состава.
Беседовать с ветераном труда интересно и познавательно – он принимал участие в самых знаковых событиях, связанных со становлением и развитием
депо. На заслуженный отдых ушел в 2005-м в возрасте 74 лет. Его и сегодня помнят на предприятии, ставят в пример молодежи.
Продолжил отцовское дело
Виктор Алексеевич – представитель второго поколения железнодорожной династии. Его отец Алексей Парфенович с 1924 года работал кузнецом в паровозоремонтных мастерских (ныне Гомельский вагоностроительный завод), неподалеку от которых и жила семья. Когда началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт, а супруга с сыновьями (9-летним Виктором и 4-летним Михаилом) осталась в оккупированном городе. Воссоединиться семье было не суждено: в 1943-м пришла похоронка.
– Война отобрала наше детство и заставила рано повзрослеть, – окунувшись в воспоминания, тяжело вздыхает Виктор Алексеевич. – Мы с братом не успели как следует узнать отца, но от мамы о нем слышали только хорошее. Наверное, поэтому оба и выбрали железнодорожные специальности – хотели продолжить его дело.
В 1946 году старший Виктор поступил в местное отраслевое училище. Вспоминает, что за первый учебный год пришлось изучить объем программы средней школы. Будущие железнодорожники принимали активное участие в восстановлении учебных корпусов, помогали поднимать из руин цеха паровозного депо, другие объекты узла.
– В депо я пришел в 1948 году помощником слесаря. У меня были замечательные наставники, поэтому самостоятельно работать я начал уже через полтора месяца, а не через три, как было принято. Сюда вернулся после службы в армии в 1955 году, – вспоминает ветеран труда. – Работа была сложная, требовала больших физических сил и выносливости. В цехах стояли простейшие станки. Воду подвозили в деревянных чанах, установленных на платформе. Сегодня в распоряжении слесарей по ремонту подвижного состава современное оборудование. А в наше время даже от взгляда на размер рабочего инструмента можно было почувствовать усталость. Паровозный штангенциркуль весил почти 16 кг! Обычное измерение тормозных цилиндров проводили коллективно – двое держали, а третий передвигал мерную планку. Ремонтировать паровозы приходилось на открытом воздухе в любую погоду, и порой в авральном режиме. Но я никогда не возмущался, если меня вызывали в цех среди ночи. Железную дорогу не остановишь, мы это понимали и старались оправдывать оказанное доверие.
Исправные тормоза – угроза исключена
Знаменательными для гомельских локомотивщиков стали 1960-е годы – время перехода с паровозной тяги на тепловозную. Приему современного подвижного состава предшествовала масштабная реконструкция ремонтных позиций. Мастера вместе со слесарями осваивали новые виды ремонта, участвовали в переподготовке паровозных бригад и подготовке локомотивных. Создавались учебные классы, стенды, тренажеры. Виктору Савочкину как опытному работнику доверили ремонтировать первые тепловозы, прибывшие в депо, – венгерские ВМЭ1, а затем и поступившие в 1967 году ТЭ3. Со временем он до винтика изучил все серии тепловозов, которые эксплуатировались в депо.
Как неутомимого энтузиаста и новатора в области автотормозного оборудования, Виктора Алексеевича знали во всем Гомельском отделении и за его пределами. В активе железнодорожника более 240 передовых предложений и изобретений, направленных на механизацию и автоматизацию производственных процессов. К примеру, Виктор Савочкин лично модернизировал краны машиниста во всех тепловозах ТЭ3, которые числились в депо. Предложенная им новация данного узла локомотива позволила улучшить управление всеми тормозами поезда и оптимизировать трудоемкий процесс. Его новаторские идеи брали на вооружение и в других депо дороги.
Много сделал опытный железнодорожник и для людей, когда работал профгруппоргом цеха. Его уважали и любили за умение выслушать, дать толковый совет. Все знали, что если Савочкин взялся за дело, доведет его до конца.
Фотография Виктора Алексеевича неоднократно украшала Доску почета предприятия. Шесть лет подряд – с 1973-го по 1978 год – был победителем соцсоревнований, трижды – ударником пятилеток. За свой неустанный и плодотворный труд награжден знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», двумя Почетными грамотами магистрали.
Его заслуги отмечены на государственном уровне – орденом «Знак Почета» (1966 год) и орденом Ленина (1981 год), Почетной грамотой Центрального комитета ВЛКСМ.
Семейная профессия
Вслед за старшим братом пошел и младший Михаил. Также окончил Гомельское железнодорожное училище и в 1962 году пришел в локомотивное депо.
В его трудовой книжке только одна запись – о приеме на работу на должность слесаря по ремонту подвижного состава. А вот в разделе о поощрениях и наградах наоборот – почти не осталось пустых строк. На заслуженный отдых Михаил Алексеевич ушел в 1999 году.
Братья и сегодня интересуются событиями на Белорусской магистрали, особенно новостями из локомотивного хозяйства.
– Как далеко шагнула техника, на каких мощных тепловозах работают наши воспитанники, – отмечает Михаил Алексеевич. – На том пути, где 57 лет назад стоял венгерский ВМЭ1, расположился ТЭП70БС, а рядом – маневровый ТМЭ3. С восхищением смотрю на новейшие дизель- и электропоезда. Учебные классы депо оборудованы современными тренажерами, наглядными пособиями. Горжусь, что мои племянники Сергей и Ирина, внучка Дина тоже связали судьбу с локомотивным депо.
Ветви большого древа
В отличие от родных сын Виктора Алексеевича выбрал другую специальность – стал машинистом тепловоза.
– Безусловно, на мой выбор повлияли отец и дядя, – признается Сергей Викторович. – Я с детства слышал разговоры о подвижном составе, знал характеристики всех локомотивов приписки депо. Школьником часто приходил к отцу в цех и наблюдал за работой, а когда мне впервые позволили проехать в кабине машиниста – просто заболел мечтой управлять этой многотонной машиной.
Прежде чем сеть за контроллер, Сергей Савочкин прошел обязательные для всех машинистов ступени. Окончил Гомельский техникум железнодорожного транспорта, где получил права помощника машиниста. Практику проходил в локомотивном депо. Сюда же вернулся в 1989-м после службы в армии. Спустя год понял, что из помощника машиниста «вырос» и пора двигаться к заветной цели. Активного молодого человека направили на курсы в Гомельскую дортехшколу, и спустя девять месяцев, с блеском пройдя обкатку, юноша самостоятельно повел тепловоз. Начинал в грузовом движении. Потом долгое время водил пассажирские поезда. Сейчас Сергей Викторович задействован на маневровой работе в депо.
Его сестра Ирина на магистраль пришла не сразу. Много лет отработала в детском саду, а потом, по стечению обстоятельств, сменила род деятельности. И вот уже 10 лет отвечает за уют и чистоту в номерах дома отдыха локомотивных бригад депо. Почти четверть века на предприя-
тии работает и супруг Ирины – Владимир Гарбач.
– Всему, что я умею, меня научил мой тесть Виктор Алексеевич, – с улыбкой говорит Владимир Павлович. – Когда в 1995 году я пришел на предприятие слесарем по ремонту, меня прикрепили к нему учеником. Он всегда был толковым наставником, им остался и сегодня. Не говорил, как правильно делать, а учил самостоятельно принимать решения, набивать свои «шишки». И такие знания, самые ценные, остаются в памяти на долгие годы.
Сегодня Владимир Гарбач уже сам передает накопленный опыт молодым ребятам. За безупречную работу награжден Благодарностью начальника депо и Почетной грамотой локомотивного депо.
– Папа с дедушкой и сегодня могут часами говорить о работе, – с улыбкой подмечает его дочь Дина Андриянец (в девичестве Гарбач). – Так что с детства у меня была одна дорога – железная. После окончания отраслевого техникума в 2005 году пришла работать в локомотивное депо кладовщиком. Без отрыва от производства получила высшее образование Гомельского государственного технического университета имени
П. О. Сухого. И вот уже почти 10 лет тружусь в должности оператора – обрабатываю маршруты машинистов. Работа очень ответственная, требующая предельной собранности, внимания и знаний. Но мне нравится.
Дина стремится стать настоящим профессионалом своего дела. Да и равняться ей есть на кого. А там, как знать, на магистраль придут и представители пятого поколения – 4-летняя дочь Маргарита души не чает в прадедушках, любит бывать в гостях и с интересом рассматривает их награды.
Лидия СЕРГЕЕВА