Декабрь
Ср
11
2024

«Благодарен дороге»

Без малого полвека посвятил стальной магистрали и столичному локомотивному депо почетный железнодорожник Евгений Чеховец. Он прошел путь от слесаря-электрика до заместителя начальника депо по ремонту. Человек, влюбленный в железную дорогу, на днях отметил 75-летие.

– Все люди – пассажиры, которые ждут свой поезд. Но некоторые едут не в том направлении, – делится наблюдениями ветеран. – К сожалению, не всегда найдется человек, который подскажет: «Это не твой путь». Я очень благодарен своему двоюродному брату, который привел меня когда-то на Белорусскую железную дорогу, поскольку именно здесь я нашел то, что интересно и близко мне до сих пор.
За чашкой кофе беседуем с именинником о прожитых годах. С каким вдохновением он вспоминает молодость, друзей, коллег, туристические поездки и, конечно, рабочие будни!
Родился будущий железнодорожник в апреле 1943-го в Борисовском районе. Родители и все близкие родственники были педагогами. Отец в годы войны партизанил, погиб на территории Польши. Мама учила детей белорусскому языку и литературе (эти предметы она постигала, будучи студенткой Якуба Коласа). Забегая вперед, скажу, что супруга и дочери Евгения Чеховца тоже педагоги. Он же выбрал другую дорогу – железную. Но поступить в вуз после школы не получилось. Вместе с одноклассниками решил устроиться на завод, однако остальных взяли, а его нет, поскольку Евгений был несовершеннолетним. Когда сверстники пошли в школу семилетками, он начал учиться с шести.
– И тогда брат Борис Петровский, который работал в отделении дороги, посоветовал мне поступать в столичное железнодорожное училище № 3.
В тот год набирали первую группу будущих специалистов по тепловозному хозяйству – слесарей по ремонту электрооборудования тепловоза, – вспоминает Евгений Владимирович.
Годы учебы собеседник вспоминает с особой теплотой. В училище он встретил друзей на всю жизнь. Несмотря на то, что большинство одногруппников разъехались по всей стране, со многими продолжал общаться. А спустя полвека вместе с лучшим другом Николаем Грибом собрал их снова – но уже в стенах столичного отраслевого колледжа.
– Меня распределили в Минское паровозное депо слесарем-электриком в электросиловой цех, – вспоминает собеседник. – Все коллеги были опытными, с солидным багажом знаний. Моим первым наставником стал Виктор Тригубович. Ему тогда было лет 35, мне же, 18-летнему мальчишке, он казался очень взрослым. На тот момент в депо эксплуатировалось всего четыре тепловоза серии ВМЭ и столько же серии ДА. Но я работал дежурным электриком на паровозах. Параллельно заочно учился в БИИЖТе.
Когда стали массово вводиться в эксплуатацию тепловозы и создали для них цех, Евгений перешел туда слесарем. За годы работы освоил несколько профессий: был сменным мастером ПТО, мастером и старшим мастером разных цехов депо, главным технологом, дважды занимал должность заместителя начальника предприятия по ремонту. Евгений Владимирович неоднократно получал звание лучшего по профессии на дороге, лучшего рационализатора, лучшего организатора технического творчества, лауреата Всероссийского выставочного центра. Отмечен знаком «Почетному железнодорожнику» и множеством других наград. Его фамилия была на Доске почета депо и отделения. На пенсию он ушел в 2009-м, в 66 лет, не доработав всего несколько месяцев до 50-летия трудового стажа. Но и сегодня он не забывает родное предприятие, являясь заместителем председателя совета ветеранов локомотивного депо Минск, председателем клуба «Ветеран».
– Несмотря на то, что он в прямом смысле слова жил работой, муж проявил себя и в других сферах, – вступает в разговор супруга Надежда Васильевна. – Круг его интересов достаточно широк: кроме туризма, которым мы увлекались в молодости, он коллекционирует значки городов, в которых побывали, книги, фотографии, марки, пластинки, а вот сейчас еще и колокольчики.
С удовольствием занимается садоводством и цветоводством.
– Я счастливый человек, – утверждает Евгений Владимирович и уточняет: – У меня есть заботливая жена, прекрасные дети и внуки. На своем пути я встречал только хороших людей. Профессионализму учился у Павла Клечковского и Александра Балаева. Меня окружали коллеги, которых вспоминаю с большим уважением: Аркадий Ануфрик, Евгений Масалович, Федор Монич, Степан Тур, Иван Лигаров, Виктор Лойко, Николай Чумак, Андрей Боровой, Михаил Ивлев, Владимир Пастушеня, Николай Наранович, Владимир Шиндер, Владимир Ожигин, Евгения Лапицкая… У меня были и есть настоящие друзья – Николай Гриб, Фока Иванчук, Анатолий Адашалидзе. Даже находясь на заслуженном отдыхе, я все равно остаюсь железнодорожником и локомотивщиком. Благодарен дороге за прекрасные годы жизни.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика