Наследник великого Поэта
«Янка Купала… Имя этого человека в сердце каждого белоруса. Оно неотделимо от родного языка, литературы, от самой белорусской земли». С этими словами Елены Лешкович – директора Государственного литературного музея Янки Купалы – согласятся многие белорусы: биографию и литературное наследие поэта мы изучаем с детства. Но есть в его судьбе и некоторые малоизвестные страницы. Одна из них тесно связана с Белорусской магистралью.
Немногие, к примеру, знают, что среди нынешнего поколения железнодорожников есть близкий родственник Янки Купалы – его внучатый племянник Василий Авлочинский. Василий Казимирович долгое время трудился главным ревизором по безопасности движения поездов Минского отделения. Ныне он – ветеран, почетный железнодорожник. Знакомы мы с ним долгие годы, некоторое время даже работали вместе в планово-экономическом отделе столичного отделения. Но в силу своей скромности ни мне, ни другим коллегам Василий Казимирович не рассказывал о близком родстве с великим белорусским поэтом. Возможно, этот факт так и остался бы тайной, если бы не случай.
…В прошлом году группа железнодорожников пришла на Восточное кладбище в Минске к могиле Евгения Ивановича Володько, работавшего начальником Белорусской железной дороги с 1993-го по 1998 год, чтобы отдать дань памяти бывшему руководителю. Среди них был и Василий Казимирович. Чуть позже он подвел нас к месту, где похоронена его бабушка – Мария Доминиковна Авлочинская (Луцевич), сестра Янки Купалы. Поскольку своих детей у поэта не было, внук его родной сестры – один из самых близких родственников поэта. У Василия Казимировича огромный архив семейных фотографий, стихов и воспоминаний, связанных с жизнью бабушки. Несмотря на то, что Мария Доминиковна ушла из жизни в 1966 году, в памяти внука до сих пор свежи встречи с ней, бабушкины тепло и любовь, и, конечно же, ее повествования о своем брате и его семье. Особенно часто Мария Доминиковна рассказывала о жене поэта – Владиславе Францевне.
«…Я з ёю пазнаёмілася ў той час, калі яны ажанiлicя. Тады яны былі ў Вільнi, потым пераехалі ў Мінск. Там былі мае дзеці, і я прыязджала да іх. У іх заўсёды было весела, гасцінна. Цёця Уладзя заўсёды любіла гасцей. Яна працавала ў дзіцячым садку, любіла дзяцей i заўсёды дзецi былі ў яе дома. У 1949 годзе цёця Уладзя забрала мяне да сябе i да апошняга дня яе жыцця мы жылі разам, так што гэтую памяць Купалы мы цягнулі ўдваіх: я – дома, а яна – на рабоце…» (из музейной хроники).
В экспозициях Государственного литературного музея Янки Купалы в Минске среди экспонатов, рассказывающих о детстве поэта, – акварель художника Александра Волкова «Янка Купала учит сестер грамоте». На ней запечатлена и его сестра Мария. Семья Луцевичей в те годы много переезжала, поэтому домашнее образование Мария Доминиковна получила именно благодаря брату. В 1906 году она вышла замуж за Казимира Авлочинского, а позднее переехала в Минск, поближе к семье Янки Купалы. Поэт всегда помогал сестре материально, ведь у нее было шестеро детей: Казимир (отец Василия), Леонид, Вероника, Эдуард, Константин и Ядвига (она умерла в Несвиже в 2016 году, немного не дожив до столетнего юбилея). Семья была дружной. Поэтому часто в квартире Янки Купалы в Минске по переулку Омскому бывали и дети Марии Авлочинской. В том числе и отец Василия Казимировича – Казимир Иванович. Он, кстати, погиб в Великую Отечественную, в 1944-м. Долгое время место его захоронения было неизвестно. И лишь некоторое время назад родные узнали, что похоронен племянник Янки Купалы в братской могиле под Жлобином. Последняя встреча поэта с сестрой Марией состоялась в начале июня 1941 года, когда он приезжал в Пчельник, перед отъездом на первый съезд писателей Литвы.
Сегодня из близких родственников Янки Купалы живы только внучатые племянники. Среди них и железнодорожник Василий Авлочинский. Трудовой путь на магистрали Василий Казимирович начал с паровозного депо Минск – окончив железнодорожное училище в Гомеле, работал здесь слесарем.
В 1966 году поступил в БИИЖТ на специальность «локомотивы и локомотивное хозяйство», окончил его в 1972-м. Долгое время Василий Казимирович работал старшим инженером в техническом отделе Управления Белорусской железной дороги. Был заместителем, а затем – до 1986 года – начальником ДЦНТИ. После перевода в Минское отделение трудился заместителем начальника планово-экономического отдела, начальником производственно-технического отдела, заместителем начальника отделения дороги по локомотивному и вагонному хозяйству, а с 2002 года и до ухода на заслуженный отдых в 2005-м – главным ревизором отделения по безопасности движения поездов. Награжден грамотами.
Ныне железнодорожную династию продолжает старшая дочь Василия Казимировича – Марина: работает в институте «Белжелдорпроект». Есть у Василия Авлочинского еще одна дочь Екатерина, подрастают три внучки и внук. Все они – наследники Янки Купалы. Помнят и чтят знаменитого родственника, знают его литературное наследие. И увлеченно рассказывают о фактах, которые связывают со стальной магистралью самого великого поэта. К примеру, в 1916 – 1917 годах Янка Купала служил в железнодорожных войсках в Варшавском округе путей сообщения, который обслуживал железнодорожные линии Виленского военного округа. Об этом отрезке его биографии сохранились воспоминания одного из солдат Николая Шиманки. Через много лет он увидел портрет поэта в военной форме и узнал в нем своего бывшего командира: «В нескольких километрах от Полоцка на небольшой станции Боровуха-1 выполняла задачу группа железнодорожно-строительных рабочих. Ее командиром был офицер Иван Доминикович Луцевич. Молодой, с аккуратными усиками, ладно одетый в офицерскую форму зеленого цвета. Все шпалотесы и лесорубы в разговорах между собой очень хорошо отзывались об этом офицере. Что нравилось – он никогда не кричал на людей, а наоборот, внимательно выслушав, спокойно указывал, как исправить недостатки или браки в работе. Часто подходил он к простым рабочим звена и интересовался у каждого: откуда родом, сыт ли, обут, предупреждал об осторожности при лесоповале».
С Белорусской железной дорогой связано и первое выдвижение Янки Купалы депутатом Верховного Совета БССР. Из материалов Государственного литературного музея Янки Купалы: «Его кандидатура была единогласно выдвинута 15 февраля 1940 года на первом предвыборном сходе Лидского железнодорожного узла. Первая встреча с избирателями состоялась в празднично убранном железнодорожном клубе на улице Колеевой (позднее Железнодорожной). Увидеть и послушать народного поэта пришло более 700 человек. Много народу собралось перед клубом. Минуты напряженного молчания – и в зале всколыхнули продолжительные овации: на сцену поднялся Янка Купала». 24 апреля 1940 года он был избран депутатом Верховного Совета БССР от Лидского Слободского избирательного участка и ему вручили депутатский билет № 306.
По воспоминаниям очевидцев, поэт был очень сдержан, немногословен, деликатен. Приятно, что эти черты от великого деда унаследовал и железнодорожник Василий Авлочинский. На даче в Радошковичах Василий Казимирович хранит сплетенный из лозы диванчик, на котором любил отдыхать знаменитый родственник. Сидя на нем летними вечерами, железнодорожник часто читает. В числе его любимых произведений и строки поэта Ничипора Чернушевича, которые по праву можно считать обращением к наследникам белорусского песняра Янки Купалы:
«Ты гэтых вачэй не забудзь,
Яны табе скажуць немала.
А дзеда самога завуць
Па-роднаму – Янка Купала».