Февраль
Сб
24
2024

Счастье – трудиться династией

Из поколения в поколение многие представители семьи Мельниковых выбирали железную дорогу в качестве места работы. Впрочем, для них это была не просто работа, а жизнь. Сегодня это одна из самых многочисленных трудовых династий дороги. Если сложить годы, отданные магистрали всеми ее представителями, итоговая цифра превысит 350 лет…

Яков Андреевич Шлеменков

Историю своего рода прислал в редакцию представитель четвертого поколения династии, председатель ветеранской организации Гомельского вагонного депо Дмитрий Мельников. Он не только детально знает свою родословную (до шестого колена), но и собрал, передал детям и внукам уникальные документы, фотографии, которым больше 100 лет.
«Моего прадеда Якова Ивановича Мельникова в 1886 году приняли в паровозное депо Гомель кочегаром, потом перевели на должность помощника машиниста паровоза. Старший сын Павел – мой дед – часто провожал его в поездки. Замечая интерес мальчика, прадед иногда брал его с собой в кабину: показывал механизмы управления, рассказывал об их назначении. И сын загорелся желанием тоже стать машинистом.
В 1914 году семнадцатилетним юношей отец его привел в паровозное депо Гомель Полесских железных дорог. Оформили парня учеником слесаря по ремонту паровозов. Со временем он стал высококлассным ремонтником. Постоянно повышал квалификацию, изучил каждую деталь, все узлы локомотива, но по-прежнему мечтал управлять паровозом. И 7 ноября 1917 года парень отправился в первый рейс в качестве кочегара. В достижении поставленной цели дед Павел проявлял настойчивость и всегда, где бы ни работал, старался быть лучшим. Знаю об этом, потому что этому он учил меня.
В 1924 году дед окончил курсы и стал помощником машиниста, а спустя пару лет и сам начал водить грузовые и пассажирские составы. В 1928-м победил в отраслевом конкурсе среди машинистов паровозов.

Лидия Мельникова

С женой Натальей они вырастили троих детей – Бориса, Клавдию и Леонида. Семья была большая, да и хозяйство держали немаленькое – корову, поросенка и кур. Большинство жен машинистов не работали – хватало зарплаты мужа.
В марте 1937-го деда перевели дежурным по депо, а в мае того же года назначили старшим приемщиком паровозов. В начале Великой Отечественной его направили в паровозное депо Ртищево-1 Юго-Восточной железной дороги. Павел Яковлевич водил составы с боевой техникой и личным составом к линии фронта. После освобождения Гомеля вернулся на родину, продолжил работать дежурным по депо. Четыре раза становился лучшим в дорожном конкурсе в этой номинации.
В августе 1949-го ему было присвоено звание инженера-лейтенанта тяги. За проявленную трудовую доблесть, мужество и безотказную работу награжден орденом Ленина, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», отмечен значком «Ударнику сталинского призыва» и знаком «Почетному железнодорожнику». Стаж работы деда составил 44 года. Его фотография сегодня хранится в комнате трудовой и боевой славы локомотивного депо Гомель.
Мой отец Борис – старший сын Павла Яковлевича. В октябре 1939 года был призван на службу в 606-й артиллерийский полк 120-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Орле. В начале войны их перебросили под Ельск.
В составе дивизии отец прошагал пол-Европы. Победу встретил под Прагой в звании капитана артиллерии. Вернувшись на родину, с 1951-го по 1953 год работал фотокорреспондентом газеты «Железнодорожник Белоруссии» в Управлении Белорусской железной дороги, находившемся в то время в Гомеле. Потом перешел лаборантом в БИИЖТ, где заочно получил высшее образование. С 1960 года и до ухода на пенсию в 1980-м работал старшим оператором Гомельской студии телевидения. Награжден орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».

Павел Мельников неоднократно признавался лучшим дежурным по депо Белорусской железной дороги

Моя тетя Клавдия Павловна во время Великой Отечественной работала на военном заводе в Куйбышеве. После возвращения в Гомель – в парткоме железнодорожного узла. С 1956 года трудилась библиотекарем Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина. На пенсию ушла в должности заведующей.
Второй мой дед, по линии матери, Яков Андреевич Шлеменков, в 1913 году устроился чернорабочим в Гомельское вагонное депо. До Великой Отечественной был слесарем, осмотрщиком вагонов, поездным вагонным мастером, старшим осмотрщиком вагонов. В августе 1941-го с женой Анной и младшей дочерью Лидой эвакуировался в Оренбургскую область, где на станции Абдулино работал осмотрщиком вагонов. В декабре 1943 года вернулся в Гомель и до ухода на пенсию трудился старшим осмотрщиком вагонов. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», знаком «Почетному железнодорожнику», знаком «Отличный вагонник».
Его старший сын Константин пошел по стопам отца – работал в паровозном депо Гомель слесарем. После войны был помощником машиниста паровоза, затем машинистом тепловоза. Железнодорожную стезю выбрала и дочь Феня. Окончив отраслевое училище, с 17 лет работала списчиком вагонов на станции Конотоп. В 1942 году после открытия ледовой дороги по Ладожскому озеру в составе продовольственного конвоя возила продукты в Ленинград. С 1953 года до ухода на пенсию в 1973-м работала на разных должностях в Гомельском отделении. Награждена медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Ее дочь Валентина Локоткова, моя двоюродная сестра, в 1972 году окончила БИИЖТ. На Белорусской железной дороге работала 45 лет, 20 из которых – инженером вычислительного центра Управления дороги.
Моя мать – Лидия Яковлевна – еще школьницей грезила магистралью, поэтому посещала занятия на Детской железной дороге, которая до войны находилась в Гомеле. Здесь по узкоколейке бегал паровоз с пятью вагонами. Школьники пробовали себя в роли машинистов, проводников, стрелочников. Во время войны в эвакуации в Оренбургской области работала слесарем-вагонником. Там же окончила педагогическое училище и получила специальность учителя начальных классов.

Борис Мельников в начале 50-х годов работал фотокорреспондентом отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии»

После освобождения Гомеля вернулась на родину и вскоре была откомандирована на станцию Унеча диспетчером. В 1944 году ее перевели диспетчером противовоздушной обороны в Управлении Белорусской железной дороги. Позже трудилась начальником паспортного стола, инженером по спецработе станции Гомель. В 1948-м ей было присвоено звание техника движения 1-го ранга, и мама перешла в аппарат Гомельского отделения дороги, где продолжала работать инспектором военно-мобилизационного отдела, позже – инспектором одела кадров. В 46 лет она ушла из жизни.
В ее наградной копилке – медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», значок «Ударнику сталинского призыва».
Я, Дмитрий Мельников, в 1970 году окончил БИИЖТ. После службы в армии устроился на работу инженером на завод «Луч», так как в вагонном депо вакансии для молодого специалиста не нашлось. Был освобожденным секретарем комитета комсомола этого предприятия, затем работал инструктором Советского райкома партии. Но гены тянули на магистраль. В 1979-м перешел начальником отдела кадров Гомельского ремонтно-механического завода (сейчас электромеханический), а через 9 лет перевелся в отдел кадров вагонного депо. С 1996 года работал заместителем начальника предприятия по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам. Сейчас возглавляю совет ветеранов депо, являюсь членом президиума Организации ветеранов отделения и совета Организации ветеранов дороги. Как и мои родные, отмечен рядом наград: знаком «Почетному железнодорожнику», значком «Отличный работник Белорусской железной дороги». В ноябре 2014 года получил Благодарственное письмо главы администрации Железнодорожного района Гомеля «За активное участие в развитии ветеранского движения и патриотическое воспитание молодежи».

Дмитрий Борисович Мельников с супругой Людмилой, сыном Вячеславом и внуком Александром

Мой младший брат Вячеслав тоже связал жизнь с железной дорогой. После окончания БИИЖТа в 1977 году его распределили в локомотивное депо Макат Казахской железной дороги. Там он работал мастером цеха технического обслуживания. В 1980-м вернулся в Гомель и устроился мастером литейно-прессового цеха ремонтно-механического завода. В 2015 году ушел на пенсию с должности бригадира склада топлива локомотивного депо Гомель.
Мой младший сын Вячеслав служит в Гомельском ОВДТ, осуществляет охрану общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта. К 95-летию этого подразделения за добросовестное несение службы награжден юбилейной медалью, имеет благодарности.
Железнодорожную династию продолжает мой младший внук Александр. В этом году он оканчивает отраслевой колледж и уже получил распределение в местную дистанцию электроснабжения. Взял обязательство поступить в БелГУТ. И я уверен, что он его выполнит. Ему в пример ставлю прадеда Павла и часто повторяю его слова: «Где бы ты ни был, старайся быть лучшим».

Яндекс.Метрика