Семь слагаемых успеха
Расширять географию перевозок, увеличивать маршрутные скорости, стимулировать наращивание грузопотока, оптимизировать схему пропуска составов через погранпереходы с учетом осуществления контрольных процедур, совершенствовать механизмы электронного обмена информацией, развивать инфраструктуру. Эти и другие задачи, призванные повысить эффективность взаимодействия, обозначили для себя участники заседания Совместной рабочей группы по перевозкам контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа. Мероприятие прошло в Минске.
Напомним, группа была создана для реализации Соглашения об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа, заключенного между железными дорогами семи стран – Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России. Подписание документа завершилось в апреле 2017 года также в Минске.
На открытии нынешнего мероприятия зарубежных гостей приветствовал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко. Он рассказал, что в нашей стране создание эффективной логистической системы для обеспечения ритмичной работы всех отраслей экономики – один из важнейших приоритетов. На международной арене Беларусь является активным участником продвижения концепции «Один пояс – один путь», и значимость нашей страны существенно возрастает с реализацией проекта китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Алексей Авраменко особо подчеркнул важную роль семистороннего Соглашения в развитии сухопутных контейнерных перевозок на евразийском континенте. Обращаясь к представителям делегаций, он отметил: «Создана эффективная и действенная переговорная площадка, на которой вы можете обсудить все технические и технологические проблемы курсирования поездов, найти пути их решения. Перед вами стоит амбициозная задача – быть драйвером концепции «Один пояс – один путь», создать высококонкурентный сервис контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа на международном рынке».
Для Белорусской железной дороги объемы контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай на протяжении последних лет ежегодно увеличиваются. В 2017 году они составили 257 тыс. контейнеров ДФЭ. Об этом на открытии заседания рассказал руководитель Белорусской магистрали Владимир Морозов, особо отметив, что таким результатам во многом способствовала проведенная в рамках Соглашения работа. Он также подчеркнул важность диалога, необходимость четких, слаженных и согласованных действий всех участников перевозочного процесса. «В то же время нам следует акцентировать внимание на развитии железнодорожной инфраструктуры, увеличении пропускной способности на всех участках маршрутов курсирования контейнерных поездов, внедрении современных информационных технологий», – добавил Владимир Морозов. Он рассказал о реализации инвестиционных проектов на Белорусской магистрали. А также о создании транспортно-логистического хаба в районе Минска, расположенного прямо на маршруте следования контейнерных поездов в Европу. Он позволит консолидировать грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона с последующим отправлением в страны Европы, Балтии, Скандинавии и Черноморского региона. Хаб обеспечит обслуживание не только транзита, но и перевозок белорусской экспортной продукции с использованием сервисов контейнерных поездов из Беларуси в Китай, а также «Викинг» и «Зубр». В этих схемах планируется задействовать и ускоренный поезд Минск – Рига, организованный совместно с Латвийской железной дорогой. Завершая выступление, Владимир Михайлович выразил уверенность в том, что принятые на заседании решения позволят выработать четкий план взаимодействия и обеспечить устойчивое наращивание объемов перевозок.
С начальником дороги солидарен руководитель отдела международных отношений АО «Немецкая железная дорога» Йенс Грефер. Он отметил, что реализация Соглашения уже позволила его участникам вывести сотрудничество на качественно новый уровень. А также поблагодарил белорусскую и китайскую сторону за хорошую организацию мероприятия. Рост железнодорожных контейнерных перевозок отмечается и в Казахстане, где надеются закрепить положительную динамику, в том числе благодаря решениям, принятым на заседании Совместной рабочей группы. Активно поддерживают инициативу «Один пояс – один путь» в Монголии: в прошлом году по Улан-Баторской магистрали проследовало втрое больше контейнерных транзитных поездов, чем в 2016-м, что позволяет местным железнодорожникам с оптимизмом смотреть в будущее.
Выработать решения, направленные на освоение возрастающего контейнерного потока из Китая в Европу и укрепление позиций железнодорожных компаний-участниц Соглашения, призвал коллег заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Вячеслав Павловский. «Я уверен, что осуществление совместных передовых проектов в области логистики, интермодальных перевозок, информационных технологий позволит предложить нашим клиентам транспортный сервис мирового уровня», – заявил он.
С повесткой дня коллег ознакомил заместитель генерального директора корпорации «Китайские железные дороги» Лю Чжэньфан. Он же выступил с основным докладом, в котором отметил, что значительный рост объемов перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа дал большой импульс соединению инфраструктуры стран Азии и Европы, содействуя торгово-экономическим связям между государствами, по территориям которых проходят маршруты перевозок, повышая доходность железных дорог. Господин Чжэньфан сообщил, что в течение 2017 года в сообщении Китай – Европа было организовано 3673 контейнерных поезда, стоимость перевезенных товаров составила 16 млрд. долларов. В настоящее время контейнерные поезда уже связывают 43 города Китая с 41 городом в 13 странах Европы.
Более подробно с результатами работы белорусских железнодорожников по организации перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа – Китай коллег ознакомил первый заместитель начальника магистрали Игорь Шилов. Он рассказал, что дорога работает над развитием терминальной инфраструктуры на белорусско-польской границе, перераспределением контейнеропотока и организацией новых маршрутов. В дополнение к маршруту Красное – Орша – Брест организованы маршруты следования контейнерных поездов через пограничные переходы Брузги – Кузница Белостоцкая, а также Свислочь – Семянувка. На всех белорусско-польских погранпереходах имеется достаточный резерв пропускной способности.
Перспективу перевозок с Китаем Белорусская магистраль видит не только в обеспечении транзита, но и в организации перевозок внешнеторговых грузов для отечественных предприятий. Увеличение экспорта в Китай связано и с реализацией проекта развития индустриального парка «Великий камень» в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». С целью создания оптимальных условий для экспорта продукции отечественных производителей Белорусская железная дорога развивает перевозки с использованием возможностей контейнерного хаба (станции Колядичи транспортно-логистического центра Минск). С его работой участники смогли ознакомиться в ходе посещения данного объекта.
На протяжении двух дней второго заседания Совместной рабочей группы в Минске подведены итоги работы двух подгрупп экспертов – по организации перевозок и маркетингу, а также по информационному взаимодействию. В рамках мероприятия был организован ряд двусторонних переговоров между участниками заседания, завершилось оно подписанием протокола.
Инга МИНДАЛЁВА