«Не знать – непростительно»
«Взялся за дело – выполни его не на 100, а на 120%. Поставил цель – сделай все, чтобы ее достичь!». Таково жизненное кредо инструктора Жлобинского вагонного депо Василия Костейко.
Этими же словами железнодорожник завершает и каждое занятие по техучебе, которое проводит с работниками депо. Про него, как инструктора, говорят: строг, но справедлив. А как иначе, ведь дисциплина есть дисциплина. От своевременно обнаруженного дефекта и последующего качественного ремонта зависят безопасность движения поездов, сохранность подвижного состава и грузов.
Чтобы обнаружить неисправность, осмотрщику-ремонтнику вагонов недостаточно иметь «глаз-алмаз» и шестое чувство. Необходим солидный багаж знаний и опыта. Во многом именно от инструктора депо зависит степень профессионализма эксплуатационного и ремонтного персонала предприятия.
В первую очередь в его обязанности входит теоретическое и практическое обучение осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава. Но крепкие навыки, отмечает Василий Костейко, приобретаются не в классе технического обучения, а в ходе осмотра вагонов в составах поездов. Поэтому застать Василия Викторовича в учебной аудитории сложно. Большую часть времени он находится на станционных путях и ремонтных участках. День расписан буквально по минутам.
– Я регулярно провожу проверки качества технического обслуживания, а также текущего отцепочного, деповского и капитального ремонта вагонов. Внимательно слежу за соблюдением техпроцесса и требований нормативной документации, оперативных указаний, – объясняет собеседник. – Особое внимание, конечно, первозимникам. Обучая новичков, делаю акцент на особенности обнаружения трещин – злейшего врага колесной пары – и других ее дефектов и буксовых узлов, деталей тормозного оборудования, а также неисправности ходовых частей и автосцепного оборудования вагонов. Несовершенства на поверхности катания колеса можно и услышать: особый стук при движении – ищи дефект.
Работа у Василия Викторовича серьезная и очень ответственная, поэтому внимательность, большой опыт и уровень мастерства, пожалуй, главные ее составляющие. Именно эти качества помогли ему победить в дорожном конкурсе «Лучший по профессии». От внимательного взгляда Василия Костейко не утаился ни один дефект в подвижном составе, заложенный организаторами практического этапа конкурса. Блестяще справился и с тестом, включающим вопросы из инструкций и ПТЭ, требований по охране туда.
– Участвовал в конкурсе впервые – и сразу победа. В своих силах был уверен, но все равно неожиданно, – смущенно улыбается собеседник. – Волновался? Нет. На конкурсе спрашивали о том, чем я пользуюсь в повседневной работе и чему обучаю на теоретических и практических занятиях. И не знать это досконально было бы непростительно.
Василий Костейко – из числа тех людей, которые умеют принимать взвешенные решения, доводить начатое дело до конца и добиваться поставленной цели. Когда-то он прислушался к совету друзей, работавших в вагонном депо, и принес документы в отдел кадров предприятия. За 13 лет работы ни разу не пожалел о сделанном выборе.
Начинал слесарем по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта вагонов. Желание трудиться и предложенные молодым человеком толковые идеи по совершенствованию производственного процесса не остались незамеченными. Уже через три месяца после трудоустройства ему доверили исполнять обязанности бригадира. Позже работал осмотрщиком-ремонтником вагонов, а затем – бригадиром участка. Через год предложили должность инструктора, в которой он трудится уже 11 лет.
– Наверное, на мое решение повлияли гены, – задумавшись на минутку, подводит итог беседы Василий Викторович. – В нашем семейном альбоме хранится фотография 1914 года. На ней – мой прапрадед в железнодорожной форме с семьей. Еще в детстве я интересовался у родителей судьбой родственника. Оказалось, что он долгие годы работал путевым обходчиком и обслуживал участок магистрали от деревни Луки (Лукский сельсовет Жлобинского района) до Рогачева. Железнодорожную стезю по моему примеру выбрал и младший брат Андрей, который сегодня работает бригадиром вагоносборочного участка депо.
Лидия СЕРГЕЕВА