Октябрь
Вс
25
2020

С корабля на… тепловоз

Константин Козел 36 лет отработал в локомотивном депо Брест. Был первоклассным специалистом по ремонту топливной аппаратуры тепловозов. Поэтому и на заслуженный отдых ушел не в положенные 60, а позже: руководство предприятия очень ценило такого работника.

Он родился за пять месяцев до начала Великой Отечественной. И хотя Константин Алексеевич ее практически не помнит, тот период бесследно для него не прошел. В 1944 году семья получила «похоронку»: отец погиб на фронте. Костю с сестрой Марией воспитывала мама. После окончания средней школы в деревне Яковчицы Жабинковского района парню пришла повестка в военкомат.
– Девять месяцев обучался ремонту корабельных дизельных моторов в войсковой части в Анапе, – вспоминает ветеран. – После этого срочную службу проходил в морских частях Прибалтийского пограничного округа в Таллинне. Уволившись в запас, четыре года работал в Эстонии на одном из предприятий по обслуживанию корабельных дизельных установок. По семейным обстоятельствам вернулся на родину в Беларусь.
В 1967 году устроился слесарем в паровозное депо Брест. Опытному специалисту поручили ремонт дизельной топливной аппаратуры тепловозов. И работа спорилась: дизельные моторы морских судов во многом схожи с локомотивными. Через год получил третий разряд, позже и четвертый.
– В то время на предприятие пришли первые венгерские локомотивы ВМЭ1 и советские грузопассажирские ТЭ2, благодаря которым депо перешло на тепловозную тягу, – вспоминает Константин Алексеевич. – Эту технику за короткое время мы научились качественно обслуживать и ремонтировать. Венгерские были капризнее собратьев и намного сложнее по конструкции, но мы нашли к ним подход. За опытом ездили к коллегам на железнодорожную станцию Чоп (Украина), где такие тепловозы уже эксплуатировались.
Для обеспечения предприятия квалифицированными специалистами-эксплуатационниками в брестском железнодорожном техникуме открыли новое отделение «Тепловозное хозяйство». Это учебное заведение позже заочно окончил и герой публикации.
Шесть лет Константин Козел трудился слесарем, а с 1973 года на протяжении 30 лет – мастером. Вместе с коллегами создавал участки по ремонту топливной аппаратуры, оборудованные современными механизмами, а также дизель-агрегатный цех.
– Работы тогда было так много, что приходилось часто задерживаться до позднего вечера, – продолжает Константин Алексеевич. – Но нам все было интересно, мы жили производством, не считались со временем. Благо, моя супруга Ольга Васильевна с пониманием относилась к такому графику и всегда меня поддерживала.
За 36 лет работы в локомотивном депо Брест через руки Константина Козела прошли сотни тепловозов. Последние перед пенсией годы ремонтировал топливную аппаратуру локомотивов М62, 2М62, ЧМЭ3. На его счету десятки внедренных рационализаторских предложений по усовершенствованию работы узлов и механизмов локомотивов, экономии топлива. Его неоднократно поощряли денежными премиями.
– Когда вышел на пенсию, долго не мог привыкнуть к другой обстановке. Первое время мне звонили бывшие коллеги, советовались по работе, – говорит Константин Алексеевич. – Старался каждому уделить внимание и помочь. Я передал «железнодорожную» эстафету своему сыну Александру, который трудится главным механиком в этом же депо. Горжусь, что он пошел по моим стопам и тоже активно занимается рационализаторской деятельностью.
Труд Константина Козела отмечен знаками «Почетному железнодорожнику» и «Отличный работник Белорусской железной дороги». Ветеран по-прежнему интересуется жизнью магистрали, выписывает отраслевую газету. Читает техническую литературу, следит за событиями в стране и мире. Любит дачу, где собирает богатый урожай овощей и фруктов. Дары природы вполне могли бы занять достойное место в смотре-конкурсе «Праздник осени», который ежегодно проходит в ДКЖ.
У Константина Алексеевича и его супруги Ольги Васильевны двое внуков. Один из них третьеклассник Тимофей – после посещения Брестского музея железнодорожной техники сказал: «Хочу стать машинистом». Возможно, он продолжит трудовую династию.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика