Не давать себе покоя
Ветеран Барановичского отделения, кавалер ордена «Знак Почета», почетный железнодорожник Николай Белый отметил 90-летний юбилей. Его трудовой путь был нелегким: от весовщика станции Максатиха Калининской магистрали до заместителя начальника Барановичского отделения, главного ревизора по безопасности движения поездов. Годы, отданные железной дороге, по мнению ветерана, – лучшие в его жизни.
В судьбе этого человека переплелось многое: сельский труд и железнодорожный, годы разрухи, голода и трогательные моменты счастья. Воспоминания о жизни Николай Георгиевич доверил… бумаге. В его дневнике – вехи судьбы, переживания, философские размышления.
Родился он в 1928 году на Витебщине, в деревне Долгое Бешенковичского района, в многодетной семье. Чтобы прокормить детей, отец Егор Кузьмич – выпускник первой ленинградской школы шоферов, служивший в Первую мировую при штабе армии генерала Брусилова, человек жесткий и решительный, – уехал в город на Неве. Планировал устроиться там на работу и забрать семью. Но мама Николая Ефросинья Егоровна, не надеясь на эту перспективу, погрузила на подводы нехитрые пожитки и отправилась в Россию – в деревню Покров, где жили ее братья и сестры.
«Это был самый голодный год в моей жизни. Сестре Зине – 15 лет, брату Аркадию – 12. Недалеко от Покрова находилось село Каменка. Там располагался совхоз-коммуна, где можно было заработать на хлеб и кружку молока. Иногда из столовой совхоза мама приносила какую-то похлебку. Чаще всего – пустые кислые щи, но они казались такими вкусными!».
Весной 1933 года семья переехала в районный центр Максатиха. Вернулся из Ленинграда отец – устроился в поселке в райком партии водителем. Семье выделили двухкомнатную квартиру. Жизнь налаживалась, но грянула Великая Отечественная война. Старшего брата Аркадия призвали на фронт – он погиб под Гомелем, похоронен в братской могиле. Затем в армию ушла сестра Лида. Отец устроился конюхом в госпитале в Максатихе, здесь же работала сестра Зина.
«Жили трудно: карточка иждивенца – 250 граммов хлеба. Из одежды у меня были солдатские ботинки, обмотки и защитный пиджак – его в конце 1941 года мне подарил солдат со склада, который располагался рядом с нашим домом. Пиджак был великоват, зато теплый».
В 1946 году Николай окончил десятилетку. Поступать решил в институт холодильной промышленности в Ленинграде на мясомолочный факультет: сказалось голодное детство. Но учебу бросил – подвело здоровье. Вернувшись домой, устроился на местную железнодорожную станцию весовщиком (так тогда называли приемосдатчиков груза и багажа).
«Мне нравилась работа на железной дороге, решил, что буду поступать в ЛИИЖТ. Все упиралось в финансы. До получения стипендии надо было прожить время вступительных экзаменов и первый месяц. В мае мама послала меня проверить облигации в сберкассу. На мое счастье, выигрыш оказался 420 руб. (оклад весовщика был 410 руб.). Этих денег как раз хватило на поездку».
В 1949-м Николай Георгиевич становится студентом. За отличную учебу получает персональную «кировскую» стипендию – 660 рублей, возглавляет профсоюзное бюро факультета. При распределении, как у отличника, у Белого был выбор – он предпочел Белорусскую магистраль. Работал на участковой станции Лунинец дежурным по парку, затем – по станции. В ноябре 1955 года его назначили заместителем начальника станции, а через год Николай Белый возглавил ее. Кстати, в Лунинце Николай Георгиевич познакомился со своей супругой Кларой Мешковой, здесь же родилась дочь Лилия. Позже – в Барановичах – у Белых появилась еще одна дочь – Ольга.
В Лунинце Николай Георгиевич проявил себя не только как толковый руководитель, но и талантливый инженер. По итогам работы в 1957 году коллектив станции стал победителем в соревновании МПС. В 1958-м Николая Белого перевели в аппарат Барановичского отделения дороги, где он трудился заместителем начальника отдела движения, грузовой и пассажирской работы, начальником технического сектора, ревизором, а затем и главным ревизором отделения по безопасности движения поездов.
«По моему предложению была изменена технология обслуживания промежуточных грузовых станций на участках Барановичи – Волковыск – Гродно – Лида. Количество сборных поездов, которые курсировали здесь, сократили без ущерба для работы промежуточных станций. В результате таких изменений в отделении повысилась участковая скорость. Одновременно на станциях Лунинец, Волковыск, Гродно внедрялось внутристанционное диспетчерское командование. В 1967 году на станции Гродно была спроектирована и построена сортировочная полугорка. Она стала первой ласточкой, положившей начало строительству сортировочных полугорок на других станциях».
Это лишь небольшая часть плодотворной работы человека, посвятившего жизнь магистрали. Сегодня, оглядываясь назад, Николай Георгиевич сожалеет, что не удавалось в те годы больше времени проводить с близкими.
«Все чаще думаю о родителях – я перед ними в неоплатном долгу, вспоминаю братьев и сестер. Из восьми человек нашей семьи пятеро – участники Великой Отечественной. Дочери мои с детства росли самостоятельными и не доставляли больших хлопот. Лилия окончила энергетический факультет политехнического института, а Ольга – институт народного хозяйства. Наше поколение в первую очередь видело интересы общества: работу, товарищей, дело, которому служили. О себе не вспоминали. Что ж, будем ссылаться на сложные времена. Не думайте обо мне лихо. Я всех люблю и дорожу каждым мгновением, прожитым на этой земле».