Не спускать на тормозах
Система ускоренной зарядки и опробования тормозов (УЗОТ-РМ) в ПТО Брест-Восточный вагонного депо Брест позволяет сократить время при техническом обслуживании тормозного оборудования составов и повысить безопасность движения поездов.
В данном ПТО растут объемы работы: если за прошлый год через него проследовало более 450 тыс. вагонов различных типов, то за три месяца нынешнего уже 109 тыс. (на 17% больше, чем за аналогичный период 2017-го). Обеспечить движение составов с исправным оборудованием – главная задача местных специалистов.
– У нас используется технология выявления вагонов с неисправностями пневматической части тормозного оборудования, – рассказывает мастер ПТО Алексей Сандриков. – Установлено программное обеспечение для работы с действующим устройством полной зарядки и опробования тормозов – УЗОТ-РМ. В целом, оно надежно и эффективно.
Раньше в ПТО основная масса задержек поездов (свыше 80%) происходила по причине неисправных воздухораспределителей. При этом более 90% случаев приходилось на неотпуск тормозов.
– Из-за неисправного воздухораспределителя могут самопроизвольно сработать тормоза и зажаться колодки в процессе движения поезда, – поясняет Алексей Алексеевич. – Если в составе один вагон будет двигаться на тормозе, то машинист это даже не обнаружит, а на колесах неисправного вагона могут появиться ползуны или навары, что небезопасно.
Выявить такой дефект в пути следования позволяют приборы теплового контроля состояния подвижного состава. Вагон немедленно отцепляется в текущий ремонт: здесь специалисты проверяют состояние всей тормозной системы и устраняют неисправность.
Технология технического обслуживания поездов и полного опробования тормозов с использованием УЗОТ-РМ усовершенствовала работу специалистов ПТО. Раньше осмотрщики-ремонтники вагонов применяли стационарные установки, с помощью которых проверяли действие тормозов. Для выявления неисправного воздухораспределителя приходилось неоднократно приводить в действие и отпускать тормоза в составе.
С системой УЗОТ-РМ работают операторы по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров. Среди самых опытных – Наталья Калькопф, Ольга Полюх, Ольга Новик и Елена Кучко.
Система УЗОТ-РМ в ПТО Брест-Восточный пришла на смену стационарным тормозоиспытательным установкам. Она позволяет автоматизировать процессы подготовки тормозов подвижного состава в парках отправления, осуществлять контроль качества этой работы и соблюдения технологической дисциплины в ПТО. С внедрением системы значительно уменьшилось количество остановок поездов по причине неисправности воздухораспределителя после техобслуживания. Это положительно сказалось на обеспечении безопасности движения.
– Теперь мы после ввода необходимых данных в программу управления УЗОТ-РМ в активном окне устанавливаем заданную величину зарядного давления в тормозной магистрали, – рассказывает Наталья Калькопф. – Оно зависит от количества осей в составе и его длины, расчетного значения тормозного нажатия (в зависимости от загрузки поезда и типа локомотива). Только после этого осмотрщики-ремонтники получают команду проводить техническое обслуживание вагонов. При этом мы следим за графиком изменения давления в тормозной сети поезда.
При наличии утечек воздуха, которые отражаются на графике, операторы ПТО по радиосвязи подсказывают осмотрщикам-ремонтникам вагонов о необходимости их устранения. За счет отпуска тормозов пониженным давлением имеется возможность выявить неисправный воздухораспределитель.
– Данные по зарядке и опробованию тормозов подвижного состава грузовых вагонов можно формировать и сохранять в электронном виде в форме суточных отчетов, – продолжает Алексей Сандриков. – Среди преимуществ системы УЗОТ-РМ – выполнение одновременной обработки составов на нескольких путях (до пяти поездов), возможность продувки тормозной магистрали сжатым воздухом при соединении тормозных рукавов, ускоренная (за 8 – 20 минут) зарядка тормозной магистрали повышенным давлением с последующей его автоматической ликвидацией. Кроме того, можно проверить целостность тормозной магистрали открытием концевого крана хвостового вагона.
Устройство УЗОТ-РМ предназначено для круглосуточной работы и применяется в ПТО в двух режимах – автоматическом, который является основным, и ручном.
Юрий ФЕДОРЕНКО