Определить стратегию, цели, задачи

Перспективы развития информационно-управляющих систем на Белорусской железной дороге рассмотрели участники технико-экономического совета.

С докладом выступил руководитель службы информационных технологий Игорь Отлига. Он рассказал, что на дороге сегодня действует большое число систем с разным уровнем зрелости, поддержки и возможностями интеграции в единые бизнес-процессы, но без них уже практически невозможно представить работу отрасли. Существующая автоматизация в основном направлена на решение задач учета и обработки информации, которая призвана упростить труд, исключить значительную часть возникающих на производстве ошибок (в том числе под влиянием человеческого фактора) и в результате помочь руководителям принимать решения на основании предоставленных данных. Развивая автоматизацию, необходимо рассматривать ее как часть проекта по улучшению бизнес-процесса с пересмотром всей нормативной документации, его определяющей. Концепцией информатизации Белорусской железной дороги предусмотрен переход к информационно-управляющим системам (ИУС). А начинать его стоит с заказчика от бизнеса, который организует работу по унификации и оптимизации технологических процессов. Далее Игорь Иванович более подробно остановился на некоторых направлениях создания ИУС (управление перевозочным процессом, финансами и ресурсами, инфраструктурой и т. д.). При этом он особо подчеркнул важность тесного взаимодействия разработчиков с профильными хозяйствами дороги, которые в первую очередь ощутят эффект от внедрения данных систем. Также он ознакомил коллег с проектом Программы обновления технической инфраструктуры информационных технологий Белорусской железной дороги на 2018 – 2020 годы. Более детально о развитии технологий планирования и управления движением поездов, обеспечении безопасности движения рассказал начальник Конструкторско-технического центра Белорусской магистрали Михаил Федорцов.
Участники заседания приняли изложенную в докладах информацию к сведению, а также высказали ряд замечаний и предложений. Положительную оценку усилиям специалистов Белорусской магистрали по развитию информационно-управляющих систем дал проректор по научной работе БелГУТа, кандидат технических наук Александр Ерофеев. При этом он обратил внимание на необходимость создания подобных информационных продуктов и для путевого комплекса дороги, управления вагонным парком, мониторинга и планирования объемов пассажирских перевозок. Он также отметил, что для достижения максимального эффекта акцент нужно делать на применение инновационных интеллектуальных систем. Менять подходы к проектированию с традиционных на более современные, теснее увязывать ИУС с основными бизнес-целями магистрали предложил заместитель главного инженера дороги Геннадий Глевицкий.
Особое значение рассматриваемого вопроса отметил и начальник дороги Владимир Морозов. Он подчеркнул, что информатизация – необходимое условие эффективного функционирования транспортной отрасли, перехода к цифровой экономике, однако необходимо четко понимать, в каком направлении двигаться. Важно выработать единую стратегию развития, которая учитывала бы интересы клиента, возможность адаптации к аналогичным системам таможенных и пограничных органов, соседних железнодорожных администраций, определить конкретные цели, задачи и сроки исполнения. Руководству службы информационных технологий в ходе весеннего комиссионного осмотра хозяйств Белорусской магистрали поручено провести проверку работы внедренных в организациях автоматизированных систем. А по результатам проанализировать текущий уровень информатизации и предложить конкретную программу ее дальнейшего развития, с учетом высказанных замечаний.
О работе с обращениями граждан и юридических лиц, а также выполнении Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» рассказал начальник службы делопроизводства и контроля исполнения Андрей Кашко. Он проинформировал о том, что в 2017 году в Управление и отделения дороги поступило 4031 обращение (из них половина – в электронном виде), что на 5,5% меньше, чем в 2016-м. Тенденция к снижению наблюдается и в первом квартале текущего года (на 8%).
Как и прежде, наибольший удельный вес занимают письма, касающиеся работы пассажирского комплекса (в 2017-м их количество увеличилось на 9,5%). Это вопросы, связанные с изменением графика движения после электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница, с назначением поездов региональных линий бизнес-класса из Минска в направлении Полоцка и Лиды, дополнительных остановок и т. д.
В начале 2018 года в регионах, где корректировки графика вызвали определенный резонанс, с участием представителей пассажирской службы и руководителей отделений были организованы встречи с представителями общественности и местных органов власти. Это позволило локализовать ситуа-
цию и снизить темпы роста числа обращений по обозначенным вопросам. В первом квартале 2018 года общее количество писем по работе пассажирского хозяйства сократилось на 19%. Тем не менее по-прежнему немалую их часть составляют нарекания на качество обслуживания в поездах. Пассажиры поднимают вопросы соблюдения санитарно-технических условий проезда (нарушение температурного режима, запрет курения, оборудование биотуалетами и др.). В ряде случаев недовольство граждан оказалось вполне обоснованным и по их замечаниям были приняты меры к работникам дороги.
В 2017 году на магистрали было организовано 1713 приемов, куда обратились 2662 человека. В первом квартале 2018-го – 409, принято 639 посетителей, в том числе руководством магистрали и отделений – 117 граждан на 69 приемах. Также первыми лицами дороги и отделений в прошлом году проведено 54 выездных приема, возможностью задать вопросы напрямую воспользовались 96 посетителей (в первом квартале 2018-го прошло 26 подобных мероприятий, принято 53 человека). «Приведенные цифры свидетельствуют о том, что такая форма общения не только востребована населением, но и необходима самим руководителям, чтобы знать, какие вопросы волнуют людей», – отметил Андрей Кашко.
В завершение выступающий подчеркнул, что на дороге создана целостная система работы с письмами и заявлениями граждан, она организована на достаточно высоком уровне и осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
Обеспечить доступную обратную связь потребовал от руководителей на местах и начальник дороги Владимир Морозов. Каждое обращение должно быть детально рассмотрено, при необходимости – с выездом на место. В этой работе формализм недопустим. Обращаясь к присутствующим, Владимир Морозов напомнил, что общественное мнение напрямую влияет на имидж магистрали.
Также участники технико-экономического совета проанализировали эффективность деятельности представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, акции которых переданы в управление Белорусской железной дороге.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика