С Днем Победы!

Когда в душе – цветущий май

…Ясные лучистые глаза, едва заметная улыбка и гордая осанка. Ветеран Белорусской железной дороги Анна Рыбакова и в свои 94 бодра и полна сил. С особым вдохновением она готовится встретить главный праздник своей жизни – 9 Мая. О том, какой ценой досталась Великая Победа, Анна Демьяновна знает не понаслышке. Добровольцем на фронт она ушла 17-летней девушкой…

В ее минской квартире светло и уютно. Здесь всегда рады гостям.
Вот и корреспондентов «Железнодорожника…» ветеран встречает радушной улыбкой.
– Я родом из Шкловского района. Жила в большой крестьянской семье, была младшей из шести детей. У каждого свои обязанности: помочь по хозяйству матери, с отцом поработать в поле или собрать грибы и ягоды, – начинает рассказ Анна Демьяновна. – К сожалению, родителей я потеряла рано. Воспитателями стали родственники: сначала тетя, потом сестра. Она, повзрослев, уехала в Челябинскую область России, куда и меня забрала.
Жилось трудно, вспоминает Анна Демьяновна: холод, голод… Наверное, поэтому она решила получить во всех смыслах хлебную профессию и выучиться на мастера-тестомеса. Несколько лет отработала в пекарне. Мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. Родная Беларусь заполыхала в огне. Девушка, которой было всего 17, записалась на курсы пулеметчиков, а затем добровольцем ушла на фронт. Служила в зенитно-артиллерийской батарее.
– Сначала была связистом, потом охраняла военные объекты, стреляла из пулемета «Максим», научилась определять расстояние до вражеских самолетов и направление их полетов, – рассказывает собеседница.
В каждом ее слове – гордость. Но красноречивее любых слов – награды. Самая главная ценность ветерана – орден Великой Отечественной войны II степени, многочисленные медали.
Фронтовая судьба провела ее от Саратовской области до Вильнюса, где Анна Рыбакова встретила День Победы. В том же 1945 году вернулась к сестре на станцию Полетаево и устроилась комендантом в общежитие дистанции пути Южно-Уральской железной дороги.
– Как же я полюбила магистраль! – восклицает Анна Демьяновна. – Когда решила вернуться в Беларусь, дала себе обещание: трудиться только на железной дороге. По счастливому стечению обстоятельств в одном поезде со мной в Минск ехал заместитель начальника отдела кадров столичного отделения. Мы разговорились, и он пообещал помочь с трудоустройством.
Так, в 1948 году Анна Рыбакова начала работать на станции Степянка. Отдала ей почти четверть века, пройдя путь от оператора при дежурном по станции, затем весовщика, старшего весовщика, товарного кассира до исполняющего обязанности старшего инспектора по кадрам.
В то время Степянка была внеклассной грузовой станцией, обслуживала крупнейшие предприятия Минска, в том числе тракторный и автомобильный заводы. В сутки грузили более 800 вагонов.

Сегодня на учете в ветеранских организациях Белорусской железной дороги – 350 ветеранов Великой Отечественной войны – фронтовиков, участников партизанского движения, тружеников тыла. В преддверии Дня Победы их чествования пройдут во всех отделениях магистрали. Тех, кто приближал май 1945-го, посетят на дому и поздравят с праздником представители трудовых коллективов, профсоюзных, молодежных и ветеранских организаций.

– Трудились на совесть. Работа всегда была на первом месте. Если нужно для дела, не считались со временем, – говорит ветеран.
Анна Демьяновна окончила Бигосовскую дортехшколу, железнодорожный техникум в Орше, Университет марксизма-ленинизма Минского горкома КПБ. В 1972-м ей предложили перейти в Управление дороги на должность инженера по оперативной работе отдела международных сообщений, откуда она и ушла на заслуженный отдых.
…В ее долгой жизни было много событий – и радостных, и не очень. Но все происходящее Анна Демьяновна научилась воспринимать философски. Она точно знает: главное в жизни – быть честным, трудолюбивым и порядочным человеком. И никогда не забывать, благодаря кому мир встретил цветущий май 1945 года. Низкий поклон вам, дорогие ветераны!


Путь-дорожка фронтовая

«Секрет молодости – в настрое, силе духа и трудолюбии», – уверена ветеран-железнодорожник Анна Майковская. 14 мая участница Великой Отечественной отпразднует 93-й день рождения.

Анна Гавриловна прекрасно выглядит. На голове – шляпка, которая придает ее образу женственность и даже некоторую игривость. Но главное – горящие глаза. В них нет ни усталости, ни боли, а только счастье и благодарность за прожитые годы.
А ведь эту женщину не назовешь баловнем судьбы. Война отняла лучшие годы Анны Гавриловны – ее юность, оставив в памяти километры траншей, грохот снарядов, подорванную бронетехнику.
Храбрая 17-летняя девушка прошла пять фронтов: 3-й Украинский, 2-й Белорусский, Карело-Финский, Волховский и 1-й Дальневосточный. Служила в 124-й отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне. Была старшим писарем, работала на продпункте, обеспечивала учет и охрану продовольствия, осуществляла регистрацию военного состава, вела учет продовольственных карточек. Одним из самых ярких воспоминаний того времени для Анны Гавриловны стало взятие в плен немецкого шпиона – некий капитан Иванов несколько раз приходил к девушке за продовольственным пайком. Она заподозрила неладное и попыталась его задержать. Вражеский диверсант выстрелил, но промахнулся. Врезалась ей в память еще одна трагедия – на 1-м Дальневосточном фронте колонна машин, в составе которой она ехала вместе с другими фронтовиками, попала в засаду. Смертник бросился под колеса автомобиля. Контузия, ранение, вывих правой руки…
В госпитале Анна почти неделю пролежала без сознания. Рассказывает она и о том, как ее однополчанки, молодые девчонки, с оружием в руках охраняли склады с продовольствием. Вспоминает, как однажды ночью во время нападения вражеской группы ей пришлось выстрелить в человека. Утром в лесу обнаружили следы крови, и Анна долго не могла успокоиться. В феврале 1944-го в Украине (кстати, она сама родом из Луганской области) ей пришлось пройти испытания на прочность холодами.
– Лютый мороз, а на мне лишь юбчонка, гимнастерочка и шинелечка, – вспоминает собеседница.
Победу Анна Майковская встретила в Перми. Говорит, эмоции были неописуемые – все обнимались и плакали.
О ее фронтовых заслугах свидетельствуют многочисленные награды – орден Отечественной войны, медали «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Японией». Их железнодорожница с гордостью надевает каждое 9 Мая.
Там же, на фронте, Анна Гавриловна познакомилась с будущим мужем. После демобилизации молодожены переехали на родину Владимира в Беларусь. Почти 25 лет моя собеседница работала оператором на складе топлива в локомотивном депо Лида.
– В то время приходило много мазута, дизтоплива, масла, угля. Калькулятора не было, пользовались счетами. Лишь незадолго до ухода на пенсию мне дали старенькую счетную машинку, – рассказывает железнодорожница.
Вместе с супругом Анна Майковская воспитала троих детей. Дождалась внуков и правнуков. Справляться с домашними делами помогают старший сын Евгений и медицинская сестра милосердия Дорожного общества Красного Креста Эльвира Шабанова. Хотя здоровье уже не то, что в молодости, железнодорожница по-прежнему бодра духом и полна оптимизма. А гостей она встречает своей любимой песней: «Эх, путь-дорожка, фронтовая…»


Во имя будущего

Благодаря стараниям молодежи Жлобинского вагонного депо благоустроена братская могила советских воинов, расположенная в деревне Салтановка Жлобинского района.

Братская могила советских воинов в деревне Салтановка

К этой ответственной задаче подошли серьезно, отметил инженер вагонного депо, узловой секретарь ОО «БРСМ» Андрей Евсеев:
– Памятное место закрепили за нашим предприятием в нынешнем году. Как только позволила погода, я и мой коллега – инженер Алексей Лис отправились туда, чтобы навести порядок. очистили постамент и шпиль от старой краски, обработали поверхность, нанесли новое покрытие.
Территория ограждена, вымощена плиткой. Приятно, что накануне годовщины Великой Победы здесь наведен порядок.
В идеальном состоянии находятся и две мемориальные доски, которые размещены на фасадах одного из зданий Жлобинского вагонного депо. Надпись на одной из них гласит: «В период Великой Отечественной войны с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г. на ж/д узле ст. Жлобин действовали две подпольные группы под руководством Миненкова Т.П. и Нижникова Д.В.». На второй размещена такая информация:
«В 1934 – 1938 гг. в этом депо работал мастером Ковалев Николай Кузьмич – Герой Советского Союза гв. подполковник. Погиб смертью героя 17 марта 1945 года под Кенингсбергом. Родился в 1917 году». Для нескольких поколений железнодорожников эти люди олицетворяют мужество и патриотизм.
На братской могиле советских воинов, которая находится в деревне Старая Рудня, потрудились работники локомотивного депо Жлобин. Так же как и коллеги из вагонного депо, они помогли благоустроить памятное место, покрасили постамент, на котором установлен бюст генерал-лейтенанта Леонида Петровского.
Всего за Гомельским отделением дороги закреплено 54 памятных места. В их числе мемориалы, обелиски воинской славы, братские могилы и захоронения воинов, партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной. В рамках месячника «Сохраним память на века» и в соответствии с постановлением Дорпрофсожа, Организации ветеранов дороги и отраслевого комитета ОО «БРСМ» магистрали до 8 мая проводится работа по их благоустройству.

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ


Гордиться подвигом

О тех, кто отстоял нашу свободу, хранят память в музее локомотивного депо Орша. Имена работников предприятия – участников войны, пожелтевшие от времени документы, личные вещи, фотографии…

Конечно, первое, что всплывает в памяти, когда речь заходит о депо Орша, – имя легендарного Константина Заслонова. Воспоминания о нем здесь буквально на каждом шагу – в названии предприятия, электровоза. У административного здания находится бюст герою-партизану. В экспозиции музея – биография, письма, написанные его рукой, карта диверсий. Три месяца молодой начальник паровозного депо руководил местным подпольем. За это время «угольными» минами, сделанными оршанскими железнодорожниками, во время движения были взорваны 93 паровоза. В марте 1942-го Заслонов возглавил партизанский отряд, а затем и бригаду. Под его руководством в районе Витебск – Орша – Смоленск были уничтожены сотни единиц боевой техники, десятки эшелонов, убиты тысячи гитлеровцев.
В бессмертную летопись навсегда вписано имя машиниста Георгия Зайцева. Это он стоял за реверсом легендарного «крылатого» бронепоезда № 60, который, совершив 12-километровый рейд в стан врага на станцию Булацеловка, разгромил вражеский гарнизон. В первые месяцы войны машинист Зайцев потерял родных, отказался от эвакуации в тыл. Рядом в экспозиции – фото участников локомотивной бригады Анатолия Андреева, которая спасла горящий железнодорожный состав с военной техникой, и рассказ о Денисе Косачеве, командире партизанского отряда «Истребитель». Этого человека не зря называли «оршанским Чапаевым»: под его руководством партизаны вели боевые действия не только в Оршанском, но и в Сенненском, Чашникском, Лепельском районах. А гитлеровцы назначили за голову Косачева награду в сто тысяч марок, обещали имение в Германии. Здесь же – повествование о подвиге машиниста-турбиниста эсминца «Артем» Антона Доронина, который погиб, обороняя подступы к Ленинграду. Из девяти моряков в живых он остался один и врукопашную пошел на врага.
Уникальным человеком можно назвать и машиниста депо, а в годы войны командира взвода Василия Завадского. Он прошел от Москвы до Берлина – был разведчиком, наводчиком, командиром орудия. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Красного Знамени за бои под Минском, орденом Отечественной войны II степени за форсирование Немана и Отечественной войны I степени за взятие Берлина.
Хранят в музее депо фотографии, газетные вырезки и личные вещи машиниста паровоза Александра Янковского. В годы войны он водил поезда с войсками, боевой техникой и боеприпасами в составе 3-й паровозной колонны специального резерва НКПС. В ночь на 1 ноября 1942 года Александр Алексеевич вел эшелон с танками к Сталинграду. Во время вражеской бомбардировки один из снарядов попал в турный вагон, в котором погибла вся комплексная бригада. Раненый Янковский вместе с поездным вагонным мастером Глебовым отцепили горящий вагон, а затем по обгонному пути заехали в хвост поезда и вывезли танки на перегон, скрыв их под покровом ночи. За особые заслуги Александр Янковский удостоен звания Героя Социалистического Труда.
…Подобные экспозиции созданы не только в локомотивном депо Орша. Они есть в музеях каждого железнодорожного предприятия. Нынешнее поколение гордится подвигом отцов и дедов, которые с достоинством прошли все тяжелые испытания и стали подлинными Победителями.

Яндекс.Метрика