От чистого сердца

Закалили военные годы

Сегодня им всем за 90. Но глаза блестят, как у молодых, и военные песни они поют все с таким же задором. И даже если здоровье уже не позволяет выйти из дома, стараются не жаловаться на жизнь и держатся бодро. Ведь их закалили суровые военные годы. В преддверии главного праздника всех ветеранов Великой Отечественной, состоящих на учете в Управлении Белорусской железной дороги, поздравляли с Днем Победы.

От имени руководства магистрали, профсоюзной и ветеранской организаций Управления, Дорожной организации Белорусского общества Красного Креста им вручили цветы и подарочные наборы, была оказана дополнительная материальная помощь.
Эти люди – особенные, они являются достойным примером для подражания. К сожалению, сегодня их осталось всего двенадцать человек. Несколько дней не дожили до 9 Мая Мария Подольская и Антон Хильчук. Но память о них навсегда останется в сердцах тех, кто их знал и уважал.

Галина Морева

Первой встречала гостей 97-летняя Галина Морева. День Победы для нее особый праздник. Война застала ее в Барановичах, куда девушка приехала после окончания Полтавского железнодорожного техникума. В военные годы трудилась на Южной железной дороге, затем на железной дороге имени Л. М. Кагановича. Победу встретила в Беларуси. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». После окончания ЛИИЖТа ее приглашали преподавать в отраслевом техникуме, но она отказалась – хотела работать на производстве. Почти 30 лет Галина Федотовна трудилась в службе пути.
Железнодорожницу Маису Гаевскую война застала в Омске, где она училась в электромеханическом техникуме. Его пришлось оставить и отправиться в Ярославское интендантское училище. Получив звание лейтенанта, Маиса Матвеевна прибыла в Москву, где работала в штабе командующего артиллерией Вооруженных сил СССР. Отмечена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Впоследствии вышла замуж за потомственного железнодорожника, который работал в Министерстве путей сообщения в Москве, позднее в Минске – в Управлении дороги. Сама Маиса Гаевская была ревизором-инструктором финансовой службы.
Павел Давыденков, в прошлом старший инженер отдела промышленных предприятий службы пути, участвовал в освобождении Польши, Румынии и Чехословакии. В детстве хотел стать военным и даже был зачислен в Черноморское высшее военно-морское училище. Но планы откорректировал июнь 1941-го. «Под Витебском в 1943-м погиб мой отец, а потом не стало и старшего брата», – рассказывает ветеран. Его призвали в 1944-м. До октября 1945-го Павел Маркович был командиром отделения противотанковых ружей 421-го стрелкового полка. Получил ранение, но даже из госпиталя рвался в бой. В его наградной копилке множество медалей («За отвагу», «За взятие Вены», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.») и орден Отечественной войны I степени.

Александр Борис

В прошлом главный хирург железнодорожной больницы и врачебно-санитарной службы Александр Борис во время войны служил в запасном полку, а позже попал в противотанковый истребительный дивизион в пехотную дивизию. Участвовал в боях за Кенигсберг. Награжден медалью «За отвагу», «За взятие Кенигсберга». После войны с золотой медалью окончил рабочую вечернюю школу, а затем медицинский институт и аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации.
От города Энгельс в Саратовской области до Вильнюса прошла во время войны Анна Рыбакова. 17-летней девчонкой она добровольцем отправилась на фронт. Служила в зенитно-артиллерийской батарее. Награждена орденом Отечественной войны II степени. Почти четверть века Анна Демьяновна трудилась на станции Степянка, затем была инженером отдела международных сообщений в Управлении дороги.
Добровольцем ушел в рабочий батальон и Александр Ярмусик. Он встретил войну первокурсником Московского института инженеров транспорта. Участвовал в обороне Москвы, строил оборонительные сооружения в Смоленской области, был серьезно ранен. Александр Георгиевич награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», орденом Отечественной войны I степени. Почти 40 лет трудился на железной дороге.
98-летний Семен Береснев и сегодня активно интересуется жизнью Белорусской. А разве может быть иначе, если он посвятил ей 48 лет! В прошлом начальник грузовой службы, он и ныне читает родную отраслевую газету, следит за новостями в стране и мире. Семен Евдокимович участвовал в боях за Черноморское побережье Кавказа. Был дважды ранен. Осколки, попавшие в сухожилие руки, хирурги так и не смогли извлечь. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, множеством медалей, отмечен государственными и отраслевыми наградами.
Галина Тальвинская почти четыре десятка лет трудилась в вагонном хозяйстве дороги. С детства мечтала стать врачом. Но в память об отце-железнодорожнике решила посвятить жизнь магистрали. И даже в 85 лет она трудится на даче, прекрасно справляется с домашними делами. «Надо постоянно чем-то заниматься, к чему-то стремиться. Самый страшный враг человека – лень». А вот войну вспоминать не любит. Это и понятно, ведь 9-летней девочкой она попала в страшное место – концентрационный лагерь Дахау, с дымящими печами и газовыми камерами. Там же проводились и медицинские эксперименты над заключенными. Но ей повезло, она осталась жива. Поэтому День Победы для Галины Тальвинской – самый главный праздник.
Активный образ жизни ведет и труженица тыла Таисия Положенцева. «Годы войны я запомнила хорошо. Мы, дети, работали в колхозе наравне со взрослыми. Был голод, многие умирали от истощения. Помню, выкапывали весной перемерзлую картошку – сплошной крахмал. Из нее мама лепешки пекла. Какие они были вкусные! Зимой искали в поле колоски…». В 1944-м вместе с сестрами она приехала из Актюбинска работать на Брест-Литовскую железную дорогу. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». На стальной магистрали трудилась 38 лет. Четверть века была председателем совета ветеранов Управления.
Андрей Сотников в свои 90 играет на гармони и балалайке, поет частушки и народные песни, читает газеты и книги, готовит… Во время войны отца и старшего брата забрали в армию, а с матерью остались трое детей, в том числе и он. Два года Андрей Яковлевич работал счетоводом в колхозе.
В 17 лет его призвали в армию. В 1954 году служил в Оренбургской области, где 14 сентября на Тоцком полигоне была испытана атомная бомба. Позже окончил военный факультет при Московском финансовом институте и служил 31 год. А затем 17 лет работал на Белорусской железной дороге ревизором.
Галина Холикова и София Мадалинская – участницы партизанского движения. С магистралью у обеих связано все лучшее, в том числе знакомства с интересными людьми. Они и сегодня очень признательны и благодарны руководству дороги за то, что их не забывают.
Проникновенные и такие разные рассказы этих людей, как разноцветные пазлы, складываются в большую картину о войне. Слушая свидетелей тех ужасных событий, начинаешь больше ценить жизнь, многое переосмысливаешь. Спасибо вам, ветераны, за мир на земле!

 

Анна МЕРКУШЕВИЧ


Стойкость духа – красота души

Накануне Дня Победы ветеранов войны посетили и поздравили представители аппарата столичного отделения и ветеранской организации.

Вера Мурашко

Начальник сектора идеологии и социально-культурной работы Оксана Сморгова, председатель ветеранской первички Галина Гапон и заместитель председателя первичной организации ветеранов необособленных структурных подразделений Гения Гресько вручили цветы и подарочные наборы всем железнодорожникам, пережившим трудное военное время.
Великая Отечественная опалила судьбу каждого ветерана. Бывший бухгалтер Минского отделения Лина Маляревич без слез свою историю вспоминать не может. Ее маму фашисты арестовали в 1944-м за связь с партизанами.
– Ее били, хотели, чтобы она выдала подпольщиков. В ответ – молчание, – вспоминает Лина Константиновна. – Тогда они взялись за меня. А мне ведь было всего 10. Когда мы возвращались в тюремную камеру, мама постоянно повторяла: «Терпи, доченька. Дорогая моя девочка, только не плачь. Я сойду с ума, если будешь плакать». И в следующий раз я, как могла, сдерживала слезы. Закусывала язык и терпела. Меня били резиновой палкой, с колючей проволокой внутри. Ноги и спина были в кровоточащих ранах. Маму вскорости вывезли в Тростенец и расстреляли. Я попала в концлагерь на юге Германии. Освобождали нас американцы. Меня поначалу сочли мертвой – в таком я была состоянии…
Бывший начальник бюро рационализации и изобретательства Вера Мурашко как никто другой знает цену хлеба. До сентября 1941-го она была в Ленинграде, вокруг которого смыкалось кольцо блокады. Вместе с однокурсницами Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта рыли окопы. Кипяток был чаем, а крохотные кусочки хлеба в 125 граммов – завтраком, обедом и ужином. После переправы через Ладожское озеро ее и многих других студентов отправили в Новосибирск. До места назначения добирались три недели в товарных вагонах, замаскированных сеткой и ветками.
– Блокадников разместили в обсервационном пункте на станции Инская. При осмотре медики приняли меня – 18-летнюю девчонку – за старушку, настолько сильным было истощение. Так я попала в госпиталь, где провела несколько месяцев. И в первый раз досыта наелась. Вкуснее хлеба для меня до сих пор ничего нет, – признается Вера Григорьевна.
Темная полоса в жизни Елены Скачек, бывшего бухгалтера финансового отдела столичного отделения, началась еще в 1935-м: ее семью выслали в Сибирь. Позже, правда, реабилитировали. Когда началась война, ей было 15.
В годы войны Елена Петровна работала оператором при дежурном по станции Черемуха Северо-Печорской железной дороги. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
…Работница тыла, блокадница и малолетняя узница… Судьба преподнесла им нелегкие испытания, но стойкость духа этих женщин восхищает. Несмотря на все перенесенные тяготы и лишения, голод, потерю близких, они не ропщут на судьбу и самочувствие, стараясь всегда быть оптимистами.

Анна МЕРКУШЕВИЧ


Встречи на позитиве

Среди ветеранов Барановичского отделения осталось чуть более шестидесяти участников войны. По традиции в День Победы к ним в гости пришли представители ветеранской организации и ОО «БРСМ», работники отделения. Райпрофсож подготовил праздничные наборы.

Одним из первых подарки и поздравления с праздником принимал житель городского поселка Зельва, ветеран-железнодорожник, фронтовик Иван Александрович Жук (на фото). Многое пришлось пережить ему во время войны. Родился в деревне Тулово. У родителей было четверо детей, жили небогато, но по-своему были счастливы. Мирную жизнь пустила под откос война.
– Я и сейчас помню бомбежки немецкой авиации, колонны отступающих красноармейцев и беженцев, – рассказывает Иван Александрович. – Очень тяжело было в первые дни оккупации. Фашисты издевались над мирным населением, искали красноармейцев. Одних отправляли в тюрьмы, других расстреливали. На каждую семью был введен продовольственный налог. Мужчин отправляли на работы в Германию. Старшему брату Михаилу с перевалочного пункта в Волковыске удалось убежать, он стал партизаном. К нам ежедневно приходили полицаи, чтобы его найти.
Вскоре семью вывезли на принудительные работы в Восточную Пруссию. На чужбине они были три года. Освободили их в 1944-м. родителей отправили домой, а братьев Ивана и Алексея – на фронт. Иван попал в 556-й стрелковый полк 169-й Рогачевской дивизии, Алексей – в другое воинское соединение. Позже выяснится: попрощались братья навсегда – в бою за Берлин Алексей погиб, второй, партизан Михаил, пропал без вести.
– Военную науку постигал в боях, освобождал Польшу, воевал в Германии. Чем ближе мы подходили к Берлину, тем ожесточенней становились бои, – вспоминает ветеран.
До столицы Третьего рейха оставалось два километра, когда полк Ивана Жука направили на разгром врага у реки Эльбы. А вскоре пришла весть о капитуляции фашистской Германии. О том, каким трудным был путь до победного мая, сегодня ветерану напоминают орден Отечественной войны І степени и многочисленные медали.
В 1947 году Иван Александрович демобилизовался, вернулся в родное село, женился. Устроился работать на станцию Зельва. Сначала – стрелочником, потом – составителем поездов. Построил дом, родились дети – Валерий и Алла. За отличную работу неоднократно поощрялся грамотами и ценными подарками.

«Судьба играет с человеком,
Она изменчива всегда:
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без стыда».

– Эти стихи читал мне отец. Они помогали мне в самые трудные минуты жизни. Впрочем, несмотря на все пережитое, я счастливый человек, – отмечает Иван Александрович.
Счастливым считает себя и ветеран-железнодорожник Михаил Иванович Пашкевич. В 90 лет с «хвостиком» он по-солдатски подтянут, а рукопожатие этого человека по-прежнему крепкое. И хотя со Дня Победы минуло уже 73 года, фронтовые события память ветерана свято хранит до сих пор. Военную присягу новобранец Михаил Пашкевич принял в 1943 году, ведь 22 июня 1941-го ему исполнилось всего семнадцать. Служил в пехоте. За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны І степени и медалью «За отвагу». На вопрос «страшно ли было?», Михаил Иванович честно признается:
– Всем было страшно. И мне, 19-летнему юнцу, и тем, кто с седой бородой сидел с нами в одной траншее. Да и офицеры разные: одни по-отечески подбадривали и поддерживали, другие спрашивали строго. Всякое бывало на передовой. А мне повезло, вернулся домой живым.
В мирное время Михаил Иванович долгое время работал главным бухгалтером отдела рабочего снабжения (ОРС) отделения, а сейчас он с удовольствием встречается со школьниками и молодыми железнодорожниками – делится воспоминаниями.
Любит встречать гостей и ветеран войны, потомственная железнодорожница Гунефа Яковлевна Кирьянова.
В первые годы войны она трудилась дежурным по станции Абакан Красноярской железной дороги, поездным диспетчером Ужурского отделения этой же магистрали, а с 1944 года – поездным диспетчером отделения Белостокской, Брест-Литовской, затем и Белорусской железных дорог. Много интересного могут рассказать о фронтовой молодости и ветераны Лариса Андреевна Пантелеева, Александр Тихонович Тарасевич, Николай Климентьевич Кардаш. Слушать их можно часами…
Многое довелось пережить тому военному поколению, но что удивительно – эти люди и сейчас остаются добрыми, отзывчивыми и честными. А их главный завет молодежи – любить и ценить каждый день, прожитый под мирным небом.


С уважением к прошлому

Итоги конкурса рисунков «Великая Отечественная война глазами детей» подвели 9 Мая на станции «Заслоново» Детской железной дороги. Символично, что награды «правнуки Победы» получили из рук внука Героя Советского Союза, легендарного партизана-железнодорожника Константина Заслонова.

В конкурсе участвовали воспитанники малой Белорусской, а также дети работников столичного отделения магистрали. Всего на конкурс прислали более 30 работ от школьников разных возрастов. Главной задачей творческого состязания стало воспитание патриотизма и уважения к героическому прошлому белорусского народа и сохранение памяти о Константине Заслонове, чье имя носит Детская железная дорога.
– Память о его подвиге и о том, какой ценой досталась Победа, должна передаваться из поколения в поколение, как добрая традиция, – отметил, открывая торжество, начальник Минского отделения Павел Дашкевич.
Стать одним из членов жюри пригласили внука легендарного партизана-железнодорожника, члена Белорусского союза художников Романа Заслонова. Картины с его автографом имеют мировое признание. Несмотря на то, что Роман Леонидович постоянно живет во Франции, он часто бывает в Беларуси. По его словам, нынешнее молодое поколение в большинстве своем воспринимает войну через книги и фильмы, что придает героям того времени определенный ореол легендарности. Это касается и восприятия образа Константина Заслонова. В то же время художник отметил, что некоторые работы не были помпезными, похожими на открытки либо плакаты.
– В этих рисунках есть художественное зерно, внутреннее видение нынешней молодежью событий далеких 1940-х. Причем чаще всего это прослеживалось в незамысловатых сюжетах – движение поезда, закладка партизанами мин под рельсы, – подчеркнул Роман Заслонов. – Именно такие работы мы и отметили.

9 мая для гостей малой Белорусской подготовили концертную программу

Диплом 3-й степени получил Данила Беленков, второе место у Екатерины Орловой, а диплом 1-й степени у Дарьи Савчук из Орши. Специальный приз от Романа Заслонова вручили Сергею Борисенко за высокий уровень графики. Известный художник подарил воспитанникам малой Белорусской свою картину «Письмо», выполненную в технике литографии, и пожелал, чтобы нынешнее поколение никогда не узнало, что такое война. Он также отметил, что вскоре свет увидит первая часть книги «Повесть об отце», рассказывающая про Константина Заслонова, которую написала мать Романа Леонидовича. По признанию гостя, последний раз пассажиром малой Белорусской он был более 40 лет назад – тогда составы еще водили паровозы. Потому символичным завершением праздника стала совместная поездка художника и участников конкурса на «Столичном экспрессе».

Дмитрий КАЗУТИН


С заботой о каждом

Тематические мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, прошли на Минском вагоноремонтном заводе.

В преддверии столь знаковой для каждого даты здесь чествовали ветеранов предприятия – обладателей высокого звания «Почетный железнодорожник». Также среди приглашенных были и бывшие руководители завода – Виктор Толкачев и Игорь Комаровский. Поблагодарить бывших работников за многолетний добросовестный труд на благо Белорусской магистрали, за сохранение ее славных традиций, которые они передали нынешнему поколению железнодорожников, пришли директор Минского ВРЗ Вячеслав Авдей, его заместители Светлана Будкевич, Виталий Толкачев, Дмитрий Богданович и Владимир Огородный, председатели совета ветеранов и первичной профсоюзной организации предприятия Алла Высоцкая и Ирина Туровец. Весь вечер со сцены звучали стихи и песни о войне, Родине и любви. Знакомые каждому «Катюшу», «День Победы», «Идет солдат по городу» исполняли всем залом.
Искренние слова признательности и поддержки участники мероприятия адресовали тем, кто по состоянию здоровья не смог присутствовать на встрече. Это ветераны Великой Отечественной Константин Андреевич Артемякин, Егор Петрович Бобарень, Иван Андреевич Гмыза и Вера Андреевна Мищурова. В канун 9 Мая представители администрации предприятия, ветеранской и профсоюзной организаций навестили их на дому, поздравили с наступающим праздником и вручили подарочные наборы.
– Подобные мероприятия давно стали доброй традицией, – отметила председатель профкома Ирина Туровец. – На Белорусской железной дороге и на нашем предприятии всегда с особым уважением относились к ветеранам, чья судьба была опалена войной. Все они – фронтовики, партизаны, труженики тыла – как могли, приближали Победу. Наша задача – сохранить память об этом подвиге для следующих поколений.

Инга МИНДАЛЁВА


От чистого сердца

В канун 9 Мая руководство Гомельского вагонного депо посетило на дому ветеранов Великой Отечественной войны.

Поздравления принимал и ветеран Великой Отчественной, почетный железнодорожник Владимир Табаньков

С теплыми пожеланиями и поздравлениями в гости к тем, кто ковал Великую Победу, пришли начальник депо Павел Филимончик, его заместитель по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Дмитрий Молочко, руководители совета ветеранов предприятия Дмитрий Мельников и профкома Владимир Калюко.
Железнодорожники поблагодарили ветеранов за возможность жить под мирным небом и за их самоотверженный труд в послевоенное время. Пожелали крепкого здоровья, долголетия, бодрости духа, вручили каждому праздничные открытки, цветы и сладкие подарки, а также материальную помощь.
Сегодня на учете ветеранской организации депо восемь ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в разных регионах области, – в Речицком и Гомельском районах, а также в Хойниках, Калинковичах, Гомеле и Минске.
Пожилые люди выразили глубокую благодарность руководству отделения дороги, вагонного депо, профсоюзного комитета и ветеранской организации за заботу и внимание.
В рамках праздничных мероприятий железнодорожники возложили венок к памятнику работникам вагонного депо, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и почтили их память минутой молчания.

Яндекс.Метрика