Февраль
Вт
11
2025

Жизнь как… проект

…Рабочий день заместителя директора «Института «Белжелдорпроект» Петра Лящука начинается с… белого листа бумаги, на котором Петр Викторович расписывает оперативные задачи и вопросы, требующие его внимания именно сегодня.

И никаких тебе популярных в наше время планеров, электронных органайзеров и прочих устройств, призванных сделать этот процесс более совершенным.
– Не доверяете современным гаджетам? – интересуюсь у собеседника.
– Они могут подвести в самый неподходящий момент. К тому же, чтобы открыть необходимый документ на том же компьютере, его сначала нужно найти, а так – все под рукой. Я часто делаю записи, ведь самое простое, как правило, – самое надежное, – улыбается Петр Викторович и кивает на ровные стопки документов на столе.
Впрочем, он и газету предпочитает в обычном, печатном, формате, равно как и узнавать новости из традиционных телевизионных передач:
– Это сейчас в распоряжении проектировщиков современная техника. А я начинал с обычной чертежной доски – кульмана, «миллиметровки», кальки. И недостающую по работе информацию искал не в Интернете, а в книгах.
Такой уж у Петра Викторовича характер – даже в молодости, когда он только начинал карьеру в технологической группе института, никогда не позволял себе отвечать на вопрос собеседника «Я не знаю».
– Всегда говорил – разберусь и уточню. И шел в библиотеки – Ленинскую или техническую в Управлении дороги. Искал специализированную литературу, оттуда черпал необходимые сведения.
А на вопросы молодому технологу приходилось отвечать часто: в то время на магистрали продолжалась электрификация, локомотивные депо перестраивались под новый подвижной состав – электровозы. Минск, Барановичи, Брест. Затем была реконструкция локомотивных депо в Лиде, Калинковичах, Кричеве, Волковыске, вагонного депо в Жлобине…
Один масштабный проект сменялся другим. Пожалуй, сегодня трудно назвать предприятие в локомотивном хозяйстве, к которому Петр Лящук не приложил руку – в качестве технолога или главного инженера проекта (ГИП). Нельзя не вспомнить завод «Штадлер Минск» в Фаниполе, пассажирскую инфраструктуру для поездов городских линий, реконструкцию Брестского железнодорожного вокзала, объекты социальной сферы и многое другое. Сейчас он курирует строительство нового авиаремонтного завода.
Этого в карьере Петра Викторовича могло и не быть. Проработав в технологической группе всего ничего, молодой специалист начал мечтать о производстве. Ему казалось, что в цехах локомотивного депо интереснее, и там шансов проявить себя у выпускника со специальностью «тепловозы и тепловозное хозяйство» будет больше. Даже цель была конкретная – депо в Молодечно, от которого рукой подать до родного Сморгонского района. Однако опытный руководитель группы Валентин Разумилов, разглядев в парне талант проектировщика, нашел нужные аргументы и уговорил его остаться. Впоследствии Петр Лящук возглавил технологическую группу института, работал ГИПом, начальником архитектурно-строительного отдела – заместителем директора «Белжелдорпроекта». Он награжден знаками «Почетный железнодорожник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги».
– О том, чтобы я стал железнодорожником, мечтал отец, трудившийся до Великой Отечественной помощником машиниста паровоза, – вспоминает Петр Викторович. – После восьми классов пробовал поступать в столичное отраслевое училище, но не приняли из-за возраста. А после десятилетки подал документы в БИИЖТ. В год моего выпуска в списке предлагаемых рабочих мест ближайшей точкой была Горьковская железная дорога, дальней – БАМ. Однако накануне в БИИЖТ приехал директор «Белжелдорпроекта» Геннадий Труснов (тогда, правда, название у нашего предприятия было другое). Ему требовался технолог, и в деканате порекомендовали меня.
Работа технолога – основа любого проекта. Только этот специалист изначально видит, каким будет промышленный объект. И лишь затем разрабатываются здание и остальные системы, такие как отопление, вентиляция, водо- и электроснабжение.
А вот где и как их расположить, определяет именно технолог. Петр Викторович с гордостью говорит, что технологические разделы проектов баз для заводского ремонта дизель-поездов в Лиде и ремонта электропоездов в Барановичах разработаны под его руководством. Особенно увлеченно рассказывает об объектах, где внедрялись различные новшества. К примеру, цех по ремонту дизель-поездов в брестском депо, где впервые на магистрали применили инфракрасное газовое отопление.
– Проектировщиков нигде не готовят. И помимо профессиональных навыков здесь большую роль играют личностные качества – аккуратность, внимательность, скрупулезность.
В работе с документами, где иногда неправильно расставленные знаки препинания могут изменить смысл, это особенно важно, – продолжает Петр Викторович.
– Но мне, новичку, помогали опытные коллеги. И я в свою очередь также делился опытом с молодыми специалистами. Многие из них сегодня трудятся ГИПами. Когда стал начальником архитектурно-строительного отдела численностью 80 сотрудников, пришлось постичь и тонкости человеческих взаимоотношений, изучить основы психологии. Руководителю важно не только слушать, но и слышать подчиненных.
При таком интенсивном темпе жизни времени на хобби очень мало. Тем не менее Петр Викторович старается бывать на малой родине, выезжать на тихую охоту и проводить время с внуками.
– Я очень люблю белорусскую классику. В БИИЖТе был единственным на потоке, кто сдавал вступительные экзамены на родном языке. Свободно делал даже технические переводы. А теперь стараюсь прививать любовь к белорусской литературе внукам. Настольная книга для них – «Мiколка-паравоз».
Сегодня Петру Викторовичу приходится решать широкий спектр вопросов – организационных, юридических, экономических. Непосредственно проектированием он уже не занимается. Но иногда, говорит, приятно получать «приветы» от своих объектов.
– В прогнозе погоды по телевидению заставка к Бресту – обновленный по нашему проекту вокзал, навес на Варшавской стороне. Хотя обычно проектировщиков редко вспоминают – традиционно все лавры достаются строителям, – улыбается Петр Лящук. – Но мы не в обиде, главное, чтобы наши объекты служили людям и приносили пользу магистрали.

Александра КОВАЛЁВА

Яндекс.Метрика