Август
Чт
05
2021

Сохранить ведущие позиции

Эту дату отмечают и на Белорусской железной дороге: профильные специалисты ежедневно проводят тысячи измерений, на основе которых затем осуществляется управление технологическими процессами, контроль качества работ при выполнении ремонта и производстве продукции.

Участники дорожного семинара-совещания (с приглашением представителей Госстандарта и его подведомственных организаций) по вопросам повышения эффективности работ в области метрологического обеспечения на Белорусской железной дороге. Витебск, 2017 год

В сфере метрологического обеспечения на дороге трудятся почти 400 человек, парк оборудования составляет 170 тыс. единиц. Его обновление, а также внедрение современных средств диагностики и мониторинга, расширение полномочий поверочных и калибровочных лабораторий дороги (сегодня право на проведение таких видов работ имеет 21 аккредитованная Белорусским государственным центром аккредитации организация магистрали) – все это позволяет оптимизировать экономическую составляющую. На данный момент четыре из пяти единиц метрологического оборудования всего дорожного фонда проходят метрологический контроль силами организаций Белорусской.

Оперативность и точность

Являясь неотъемлемой частью технологических процессов магистрали, метрологическая деятельность представляет собой реальный инструмент управления, а также контроля качества эксплуатации и ремонта технических средств. Для обеспечения единства измерений на Белорусской железной дороге создана Центральная лаборатория метрологии (ЦЛМ), входящая в состав Конструкторско-технического центра. Она проводит централизованный метрологический контроль оборудования и выполняет 22% от общего количества профильных работ, осуществляемых на дороге в данной области. Более подробно о деятельности ЦЛМ рассказал ее руководитель Александр Падаляк.
– Наши важнейшие приоритеты – оперативность и точность, – подчеркнул Александр Михайлович. – Ведь результаты труда (достоверность проводимых измерений и испытаний) влияют на безопасность перевозочного процесса, способствуют улучшению качества предоставляемых дорогой услуг, повышению уровня обслуживания и ремонта подвижного состава, содействуют развитию исследовательских и опытно-конструкторских изысканий.
Мы осуществляем деятельность на основании нормативных документов, важнейшие из которых – Аттестат аккредитации BY/112 02.3.0.0012 от 01.10.1995 (выдан Белорусским государственным центром аккредитации), Сертификат соответствия № BY/112 04.18.003.09156 от 12.03.2011 (выдан Белорусским государственным институтом метрологии), а также Разрешение №50/45 от 23.04.2014 на право проведения работ по аттестации испытательного оборудования и Разрешение № 50/48 от 05.11.2014 на право проведения работ по контролю метрологических характеристик средств измерений (получены от профильной службы Управления Белорусской магистрали).
Специалисты ЦЛМ занимаются поверкой и ремонтом средств измерений, применяемых на дороге, контролем их метрологических характеристик, аттестацией испытательного оборудования, разрабатывают современные профильные методики, участвуют в их внедрении.
– Мы действуем по утвержденному главным инженером дороги плану, который формируется на основе графиков поверки средств измерений в организациях магистрали, – вводит в курс дела Александр Михайлович. – Наши специалисты выполняют работы не только в стационарных условиях, но и в передвижных вагонах-лабораториях, а также непосредственно на предприятиях у заказчиков, что позволяет значительно повысить оперативность.
В прошлом году мы провели поверку более 27,8 тыс. средств измерений и допускового контроля (на 300 единиц больше, чем в 2016-м), контроль метрологических характеристик и аттестацию испытательного оборудования 5,3 тыс. единиц (на 600 больше), отремонтировали 863 (793). Также оказывали услуги по поверке средств измерений сторонним организациям, хотя потребности Белорусской железной дороги для нас всегда остаются приоритетными.
Сегодня в структуру ЦЛМ входит 4 специализированных подразделения: лаборатория аттестации испытательного оборудования, поверки и калибровки средств измерений, лаборатория аттестации испытательного оборудования, поверки и калибровки линейно-угловых средств измерений, лаборатория по ремонту средств измерений, в состав которых входят вагоны-лаборатории, и стационарная лаборатория по поверке, ремонту приборов учета и регулирования тепловой энергии.
– Основная часть наших работ выполняется в рамках аттестата аккредитации, – продолжает руководитель ЦЛМ. – Это обязывает поддерживать эталонную базу на должном уровне, а также обновлять ее, отдавая предпочтение современным и многофункциональным модификациям. Поскольку белорусская промышленность не в полной мере обеспечивает эти потребности, решением данной задачи могло бы стать использование высокоточных зарубежных средств измерения. Основные критерии при приобретении – внесение данного оборудования в Реестр средств измерений Республики Беларусь, обеспечение эталонной базой для последующего проведения метрологического контроля на территории Беларуси и, конечно, экономическая целесообразность.

Выбор даты празднования был не случаен: 20 мая 1875 года в Париже на Дипломатической метрологической конференции представители 17 государств подписали Метрическую конвенцию, которая предусматривала применение единых метрических стандартов и послужила основой для создания Международного комитета мер и весов. Беларусь стала ассоциированным членом данной конвенции в 2003 году.

Большое внимание ЦЛМ уделяет подготовке и переподготовке своих кадров, направляет их на обучение и повышение уровня профессиональных знаний.
– Все наши специалисты имеют квалификацию поверителя сразу по нескольким видам средств измерений, подтвержденную сертификатами, – отметил Александр Падаляк. – Это позволяет значительно повысить производительность труда. Также ЦЛМ участвует в проверках квалификации, проводимых Белорусским государственным институтом метрологии. Их результаты свидетельствуют о высоком уровне подготовки наших профильных специалистов.
Особо отмечу сотрудников ЦЛМ, чей многолетний опыт и высокий профессионализм являются примером для молодых сотрудников. Это начальник лаборатории Светлана Рачек, ведущий инженер по метрологии Елена Сенькевич, ведущий инженер Александр Столяров, инженер Анна Кернога. При их участии происходило создание, становление ЦЛМ и сегодня обеспечиваются единство и точность измерений, испытаний в целях повышения безопасности и качества перевозочного процесса, достижение необходимого уровня обслуживания при ремонте подвижного состава и содержании технических средств железнодорожного транспорта.
Говоря о перспективах развития, Александр Михайлович выделил несколько важнейших направлений. Это обновление эталонной базы (использование современного многофункционального оборудования позволит оптимизировать расходы на его поверку и калибровку), расширение области аккредитации ЦЛМ (с учетом экономической целесообразности), автоматизация методов поверки (даст возможность максимально исключить человеческий фактор при выполнении измерений, а это в свою очередь повысит качество и производительность труда), дальнейшее совершенствование уровня технических знаний метрологического персонала лаборатории. «Все это позволит отраслевой метрологии сохранить ведущие позиции», – суммировал Александр Михайлович.

Вместе к общей цели

Дорога движется по пути инновационного развития: автоматизируются процессы перевозок, внедряются передовые системы технической диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры. Все это ставит перед метрологической службой новые задачи, требующие современных подходов. Решать их помогают КТЦ и профильные специалисты на местах. Вклад в общее дело вносит каждая организация, но особо хотелось бы отметить Дорожную лабораторию автоматики, телемеханики и связи КТЦ, Минскую, Лидскую, Могилевскую и Витебскую дистанции сигнализации и связи, локомотивные депо Минск, Барановичи, Лида, моторвагонное депо Минск, Жлобинское, Могилевское и Витебское вагонные депо, Оршанскую и Барановичскую дистанции пути, Минскую дистанцию электроснабжения.
– Немаловажным фактором успешного развития является международное сотрудничество, – отметил руководитель службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Владимир Фролов. – В прошлом году представители Белорусской железной дороги ознакомились с работой Октябрьского центра метрологии ОАО «РЖД». В апреле 2018-го мы принимали у себя гостей – литовских коллег, которые приезжали перенимать наш опыт в области метрологического обеспечения. Тесное взаимодействие помогает находить оптимальные пути решения актуальных вопросов, сообща вырабатывать наиболее продуктивную стратегию развития, совершенствовать нормативную базу.
Поздравляю коллег-метрологов Белорусской магистрали с общим праздником, желаю, чтобы измерения всегда были точными, а задачи – выполнимыми, больше смелых решений и новаторских идей.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика