Точно по графику

Новые подходы при разработке графиков движения поездов и организации «окон» планируют применять специалисты профильного отдела службы перевозок Управления Белорусской железной дороги. С развитием технологий их кропотливая и важная работа постепенно автоматизируется. Однако по-прежнему главную роль в решении сложных задач играют люди – их опыт и мастерство.

– Проще всего график движения можно было бы сделать в том случае, если бы все поезда двигались с одинаковой скоростью, – отмечает начальник отдела Сергей Герасимов. – Однако на практике получается иначе. И графисты решают задачи со многими переменными и планируют движение поездов таким образом, чтобы это было безопасно, эффективно и удобно для пассажиров и грузовладельцев.
Новый график вводится в декабре. Однако к его разработке приступают заблаговременно – за год-полтора. И это объяснимо: необходимо проложить маршруты не только по Белорусской железной дороге, но и согласовать их с администрациями магистралей сопредельных государств. Учитывается также возможность ввода дополнительных поездов. Таким образом, чтобы обновить расписание на летний период нынешнего года, специалисты отдела проработали некоторые нюансы еще в начале 2017-го.
Большие подготовительные мероприятия, связанные с изменением графика движения поездов на определенных участках магистрали, проводятся и для организации «окон».
Если упрощенно посмотреть на технологический процесс, он состоит из нескольких этапов. Вначале специалисты службы пути предоставляют информацию о допустимой скорости движения на каждом участке магистрали. Эти сведения вносятся в систему автоматизированных тяговых расчетов.

Ведущий инженер-технолог Зинаида Мяделец

С ее помощью с учетом заданных параметров (профиля пути, типа поезда, его составности, других характеристик) рассчитывается перегонное время хода, то есть время для преодоления определенного расстояния. Эти данные и применяются при разработке графика движения поездов. Для наглядности и большего удобства результат печатается на бумаге с помощью автоматизированной системы «Графист». Получаются длинные полотна со множеством пересекающихся линий, напоминающие электрокардиограмму. И это весьма символично: специалисты службы перевозок трудятся над тем, чтобы Белорусская железная дорога функционировала как здоровый организм – надежно, без «аритмии».
– В процесс разработки графика движения и организации «окон» постепенно внедряются информационные технологии, специальные прикладные программы, – рассказывает заместитель начальника отдела службы перевозок Евгений Заводцов. – Например, планируется модернизировать АС «Графист». Но решающую роль по-прежнему играет человек.
В отделе разработки графиков движения поездов и организации «окон», сформированном в 2007 году в составе службы перевозок, трудятся 13 специалистов. Ранее каждый из них получил богатый опыт в должностях дежурного по станции или поездного диспетчера. Такие знания очень важны для графиста. Ведь при составлении графиков нужно учитывать особенности движения по станциям и на перегонах, в местах проведения ремонтных работ, принимать в расчет другие нюансы. Чтобы стать настоящим профессионалом в этой сфере, необходимы хорошая память, развитое пространственное мышление, внимательность, усердие и умение оперативно находить правильные решения. Ведь в экстренных случаях изменить график движения нужно порой за часы или даже минуты.

Специалисты отдела разработки графиков движения поездов и организации «окон» на рабочем совещании

В зоне ответственности специалистов отдела – участки магистрали, которые включены в диспетчерские круги Центра управления перевозками (график движения на других участках разрабатывают коллеги из аппаратов отделений). Кроме того, сотрудники отдела занимаются организацией продолжительных «окон» на всем полигоне магистрали.
Инфраструктура Белорусской железной дороги постоянно развивается, внедряется диспетчерская централизация, в ЦУПе предполагают сформировать новые диспетчерские круги. С учетом этого будет расширяться и география обслуживания участков магистрали специалистами упомянутого отдела.
Требуют новых подходов в работе графистов и другие факторы. Один из важнейших – современный подвижной состав, который пополняет парк магистрали. За последние годы, в частности, появились электровозы БКГ1 и БКГ2, благодаря которым можно формировать составы увеличенной длины и повышать скорость движения. Хорошими техническими характеристиками обладают также дизель-поезда ДП1 и ДП3, электропоезда серии ЭП.

Ведущий инженер Екатерина Новик и ведущий инженер-технолог Денис Ярощик

– С учетом этого изменяется, в частности, приоритет пропуска поездов, – объясняет Сергей Герасимов. – Поставлена задача сократить время в пути из столицы до областных центров. Поэтому график движения разрабатывается таким образом, чтобы поезда межрегиональных и региональных линий бизнес-класса следовали с максимально допустимой скоростью.
В последние годы Белорусская железная дорога повышает свой транзитный потенциал, наращивая пропуск контейнерных поездов. Скорость доставки груза – важнейший фактор привлекательности таких перевозок. Поэтому перед графистами поставлена задача разработать график движения с приоритетом регулярно курсирующих контейнерных поездов. Они должны следовать по жесткому расписанию, как, например, пассажирские или контейнерные по маршруту Минск – Рига – Минск. Скоростные нитки могут быть разработаны примерно для 20 контейнерных составов.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика