Август
Вт
03
2021

Беречь свои истоки

Нынешний год в Беларуси объявлен Годом малой родины. Этот уголок земли на всю жизнь дает нам крылья вдохновения. Это место нашего рождения, родительский дом.

Для большинства малая родина – это тихая деревенская улица, вкус свежеиспеченного бабушкиного пирога с клубникой, сад с цветущей черемухой и спелыми вишнями, аромат свежескошенной травы… Малой родиной Белорусской железной дороги можно по праву назвать станцию Поречье. Именно от этого местечка до Гродно более 155 лет назад пролег 30-километровый участок новой стальной магистрали Санкт-Петербург – Варшава. А 27 декабря 1862 года по территории Беларуси проследовал первый поезд.
Пожалуй, нет такого железнодорожника, который не мечтал бы побывать на этой маленькой тихой станции. Зимой здесь убаюкивающе спокойно. Летом – оживленнее: приезжают грибники, туристы, любители пикников, дачники. Вокзал на станции Поречье до сих пор сохранился в первозданном виде: полукруглые окна, плоские колонны и круглые балясины на крыше. О том, что сегодня ХХІ век, напоминают лишь новенькая плитка да скатная крыша из металлочерепицы. Работники станции к здешнему покою давно привыкли. Да и сами они от приезжих отличаются умиротворенностью.
Сегодня Поречье принимает восемь пар поездов региональных линий экономкласса, которые следуют по маршрутам Гродно – Поречье – Узбережь и Гродно – Поречье – Учитель. Трудятся здесь всего семь человек. Эстафету от бывшего начальника станции Василия Лазаренкова, возглавлявшего коллектив более семнадцати лет, приняла Юлия Мазец, до этого пять лет работавшая дежурным по станции. Родилась девушка в Волковыске, но наряду с районным центром считает своей малой родиной и Поречье. Признается: здесь не только места особенные, но и люди – честные, открытые, доброжелательные.
Для них станция в Поречье – центр местной жизни. Среди пассажиров много рыбаков.
В округе масса озер. Железнодорожным транспортом пользуются и учителя – в Поречье три школы. Педагоги ездят из Гродно. Помимо этого, есть профилакторий и санаторий, лесхоз и совхоз. Всего, если считать окраину, примерно 2300 жителей. Дежурный по станции Казимир Мазюк почти каждого знает в лицо. Он местный. Здесь родился и вырос. Раньше, говорит, чуть ли не все Поречье работало на железной дороге. Движение в то время на станции было ого-го! Пассажирских поездов – пар 12 – 14, плюс грузовые.
– К примеру, когда составы с лесом из Карелии тянули сдвоенные паровозы, в расположенных рядом с железной дорогой домах дрожали окна. Для нас, в то время еще школьников, магистраль ассоциировалась с мощью и романтикой. Я тоже когда-то мечтал водить поезда, но всю жизнь работаю в движении, как и мой отец Казимир Антонович. Он много лет трудился здесь дежурным по станции, – рассказывает Казимир Казимирович.
На станцию Казимир Мазюк пришел после окончания Вильнюсского железнодорожного техникума, сюда же вернулся после службы в армии. На своем месте он трудится уже 38 лет. На вопрос «Не скучно ли?» Казимир Казимирович с важностью в голосе отвечает:
– Люди есть, поезда ходят, общение постоянное. Все движется и работает. Некогда скучать.
Его коллега – дежурный по станции Геннадий Кисель – также коренной житель и один из старейших работников. Трудится здесь почти тридцать лет. Отслужив в ПВО под Москвой, вернулся домой и устроился проводником в Гродно.
– Я сельский парень, мне все было знакомо. Помню номера своих поездов. 668-й Гродно – Гомель, 667-й Гомель – Гродно, – подшучивает Геннадий Юзефович.
Железнодорожник отмечает, что для здешних жителей центр мироздания – это не Минск и даже не Гродно. У них свои темы. К примеру, у многих – подсобное хозяйство. Еще чуть-чуть, и пойдет грибной сезон – будут поляны боровиков и подосиновиков.
У каждого из нас есть своя малая родина, но Поречье – уникальное место для всех железнодорожников, – подытоживает разговор начальник станции Юлия Мазец. – Сегодня Белорусская магистраль – это тысячи километров пути, современные локомотивы, сотни станций, но Поречье всегда останется ее истоком. Местом, которое хранит память об истории дороги и вдохновляет на достижение новых высот.

Татьяна МАЗУРА

Яндекс.Метрика