Октябрь
Вт
20
2020

То, что память хранит

Почетный железнодорожник Василий Базылев отметил на днях 90-летие.

Он и сегодня живо интересуется новостями Белорусской магистрали, радуется успехам старшего внука Дмитрия – машиниста электропоезда моторвагонного депо Минск и по-прежнему остается интересным собеседником.
…Василий Базылев в начале войны не смог попасть на фронт из-за юного возраста, но помогал местным партизанам на родной Смоленщине.
В 1943-м 15-летнего парня отправили на принудительные работы в Германию. По дороге ему удалось сбежать: пленный советский офицер прорезал финкой пол в вагоне поезда, и они выпрыгнули. Затем были две недели голодных скитаний, пока их не обнаружили советские разведчики. Так Василий Базылев вернулся к родителям в уже освобожденную деревню.
До войны его отец работал путейцем. Юноша также решил стать железнодорожником и в 1944-м поступил в рославльский отраслевой техникум. После окончания учебного заведения новоиспеченного техника-механика вагонного хозяйства направили работать в Брест,
а затем перевели в Барановичи. До сих пор живы в памяти Василия Егоровича картины разрушенных послевоенных городов, где он участвовал в восстановлении вагонных депо.
Работая в столице, он поступил и окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта в Москве. Позже трудился в аппарате управления Минского отделения, в 1960-е занимал должность заместителя начальника отдела вагонного хозяйства, а позже возглавил его. Некоторые события тех лет Василий Егорович вспоминает с особой гордостью.
– В 1960 году к новому сезону на Детской железной дороге в Минске мы планировали обновить вагоны, – вспоминает собеседник. – Мне довелось курировать их доставку. Шесть цельнометаллических пассажирских вагонов прибыли со станции Новоельня Барановичского отделения на станцию Степянка. Но их нужно было транспортировать к месту назначения. Выручили военнослужащие авиационной части, расположенной в Мачулищах.
Если при погрузке в Степянке железнодорожники использовали кран, то при выгрузке на Детской железной дороге по инициативе Василия Базылева создали нечто подобное на сортировочную горку с применением специальной решетки из рельсов, шпал и тормозных башмаков.
В 1962 году Василий Егорович принимал активное участие в запуске фирменного поезда «Белоруссия» сообщением Минск – Москва – Минск. Заказ вагонов, приобретение необходимых для состава комплектов белья и посуды, подбор персонала (проводников и поездных электромехаников) – все это было его задачей. День, когда поезд отправился в первый рейс с Белорусского вокзала в Москве, Василий Егорович и сегодня помнит в мельчайших подробностях.
В 1978 году его давний товарищ, в то время директор столичного ГПТУ № 34, Евгений Отфиновский пригласил Василия Базылева преподавать в училище специальные предметы. Так железнодорожник стал мастером производственного обучения и готовил поездных электромехаников. Окончательно уйти на заслуженный отдых ему довелось лишь в 2005 году. Не один десяток лет посвятила Белорусской железной дороге и супруга юбиляра Зоя Денисовна. перед пенсией она трудилась в планово-экономическом отделе Управления дороги.
Несмотря на почтенный возраст и пережитое, Василий Егорович полон оптимизма. На днях его друзья и близкие соберутся вместе, чтобы отметить красивый юбилей дорогого им человека и пожелать ему здоровья еще на долгие годы.

Евгений ВОЛОСТНЫХ

Яндекс.Метрика