Тяга электрическая – польза практическая

Электрификация обхода Минска, завершенная в конце минувшего года, позволила воплотить идеи, над которыми железнодорожники работали на протяжении нескольких десятилетий. Реализация проекта открыла новые перспективы.

…После укрупнения БССР в 1924 году начался интенсивный ввод на территорию республики воинских частей. Для их обучения и тренировок создали полигон со стрельбищем в районе Колодищей. в 1936 году для обеспечения доставки воинского контингента и техники построили специальную полигонную однопутную железнодорожную линию Колодищи – Михановичи, которая могла служить соединительной для участков Минск – Борисов и Осиповичи – Минск и стать обходом Минского железнодорожного узла. Для достижения заданной пропускной способности на этой ветви открыли разъезды 7-й, 12-й и 20-й км.
Учитывая масштабность учений, линия была сильно загружена воинскими эшелонами, поэтому вопрос о пропуске по ней грузовых поездов даже не обсуждался. Предложения продлить линию от 21-го км до Асеевки одобрения у руководства НКПС не получили.
В начале Великой Отечественной войны в результате массированных фашистских бомбардировок железнодорожной инфраструктуре Минска был нанесен тяжелый урон. При рассмотрении проекта генерального плана столицы, разработанного с участием московских специалистов, 10 декабря 1945 года руководитель республики Пантелеймон Пономаренко отметил: «Нам нужно подумать о перспективах железной дороги вокруг города. В южном направлении имеется возможность пустить грузопоток. Теперь было бы хорошо, если бы грузы, воинские эшелоны, имеющие стратегическое значение, с Московско-Виленского направления перевести, не затрагивая узел». Это удалось реализовать только через семь десятков лет.
Во время Великой Отечественной разъезды 7-й км, 12-й км и 20-й км были разрушены. В первые послевоенные годы их разобрали и не восстановили. Соответственно, движения по ветви Колодищи – Михановичи не было.
В 1960-е годы реконструировали и открыли для движения станцию Помыслище. В 1965 – 1966 годах построили соединительную ветвь от станции Колядичи (29,1 км по пикетажу) до соединения с главными путями перегона Минск-Товарный – Помыслище на 758-м км. Это позволило пропускать поезда от Барановичей на Осиповичи, минуя Минский узел.
В декабре 1968 года силами военных строителей возводится соединительная ветвь Помыслище – Крыжовка (59,1-й км по пикетажу обхода), давшая осиповичским и борисовским поездам выход на Молодечно. Стрелки постов 37-й км и 758-й км включили в построенную электрическую централизацию станции Помыслище. Станции Минск-Сортировочный и Минск-Северный освободились от значительной части транзита Осиповичи – Молодечно.
В связи с переносом базы «Белвторчермет» со станции Минск-Товарный на новую площадку развивается разъезд 21-й км, ставший впоследствии станцией Гатово. Появилась необходимость прямого входа со станции Минск-Товарный передаточных поездов с неразделанным металлоломом на станцию Гатово, но разрешение получить не удалось. Металлолом завозился на станцию Гатово и вывозился через Михановичи. Между тем развивался новый промышленный район Шабаны, строилась станция с многочисленными подъездными путями. Летом 1971 года были уложены левосторонний съезд и стрелка, ведущая по направлению к станции Гатово. От нее был уложен путь на Асеевку. В феврале 1972 года станция Шабаны начинает работу. Так была открыта для движения обходная ветвь Шабаны – Асеевка – Колядичи – Помыслище – Минск-Товарный, или, если посмотреть на ситуацию по-другому, Шабаны – Помыслище – Крыжовка.
В 1980-е годы с учетом масштабной работы по электрификации тяги начался пропуск грузовых поездов на электротяге от Осиповичей на Молодечно и Барановичи (через станцию Минск-Товарный). Возникла необходимость электрификации Минского обхода. В 1988 году электрифицируются с устройством автоблокировки перегоны Помыслище – Колядичи, Асеевка – Шабаны. И в Шабаны со станции Минск-Сортировочный начинают прибывать развозные поезда с электровозами серии ВЛ. На перегоне Помыслище – Крыжовка в 1975 году открыли станцию Дегтяревка, которая разделила 20-километровый перегон на два: 7,5 км и 12,6 км.
Постепенно на станциях обхода внедрялась электрическая централизация стрелок и сигналов: в Гатово и Дегтяревке – в 1976-м, в Шабанах – 1987-м.
По обходу Колядичи – Помыслище – Крыжовка осуществлялось интенсивное движение грузовых поездов на тепловозной тяге, не заходящих на станцию Минск-Сортировочный. Пропускной способности перегона Дегтяревка – Помыслище стало не хватать, поэтому в 1992 году этот участок реконструировали, сделали его двухпутным. В тот же период ввели новую электрическую централизацию станций Помыслище и Дегтяревка.
«Институт «Белжелдорпроект» неоднократно обращался к рассмотрению вопроса об электрификации перегона Шабаны – Колодищи, но полностью реализовать задуманное не удавалось.
В 1990-е годы от Шабанов до Колодищей были установлены опоры контактной сети, но затем процесс замер на 20 лет. После 1991 года военный полигон утратил свое предзначение. В связи с этим начали обсуждать возможность развития обхода для осуществления гражданских перевозок. На перегоне Колодищи – Шабаны заработала релейная полуавтоматическая блокировка системы ГТСС, был отремонтирован путь. Но в силу разных причин движение поездов не осуществлялось.
К началу нового столетия на направлении Осиповичи – Молодечно тепловозов не хватало, а применение электровозов осложнило маневровую работу по замене головы поезда на хвост при пропуске составов через станцию Минск-Сортировочный. Чтобы решить эту проблему, электрифицировали перегоны Помыслище – Дегтяревка – Крыжовка. И в 2014 году появилась возможность пропускать поезда с электровозами от Осиповичей до Молодечно без захода в столичный узел.
В 2017 году успешно провели электрификацию тяги на участках Молодечно – Гудогай – госграница. В состав этого титула была включена электрификация перегона Колодищи – Шабаны. В течение IV квартала были внедрены и устройства СЦБ.
Монтажные работы проводились силами коллектива Энергомонтажного поезда УП «Белтрансавтоматика» под руководством Евгения Замойского. Проект, выполненный «Институтом «Белжелдорпроект» (главный инженер проекта Константин Трубецкой), предусматривал полную замену пришедших в негодность опор контактной сети, установку новых в габарите 3300 мм и монтаж контактной сети КС-160, рассчитанной на скорость движения поездов до 160 км/час. Сроки монтажа были сжатые, потому работы велись даже при свете прожекторов.
Вместе с монтажниками трудились и специалисты Минской дистанции электроснабжения. Они выполнили увязку новой контактной сети с существующей на станциях Колодищи и Шабаны, монтаж нейтральной вставки на перегоне Гатово – Асеевка, подключили автоматический пост секционирования. Работы возглавляли начальник района контактной сети Колядичи Павел Минин, начальник района контактной сети Смолевичи Василий Лепешев и начальник ремонтно-ревизионного участка Андрей Драгун. Процесс курировали главный инженер Минской дистанции электроснабжения Виталий Свиридо и заместитель начальника этой дистанции Александр Вераксич.
Значительный объем работ по обновлению устройств СЦБ и связи выполнили специалисты Минской дистанции сигнализации и связи. На перегоне смонтировали и внедрили новую полуавтоматическую блокировку системы счета осей, успешно применяемую на некоторых участках дороги. В нее включили также четыре переезда и один пешеходный переход. На опорах контактной сети смонтировали волновод, устройства СЦБ были запитаны по оптическому кабелю.
Работы выполнили бригады под руководством начальников участков Минской дистанции сигнализации и связи Анатолия Максимовича и Александра Пригодича, старших электромехаников Ивана Куличика и Юрия Старченко, общее руководство осуществлял главный инженер предприятия Андрей Мех.
В конце декабря 2017-го был подписан акт о приемке объекта в эксплуатацию. С этого момента электрическая тяга стала применяться на всем 60-километровом обходе Колодищи – Крыжовка, что позволило пропускать составы с электровозами, следующими на Молодечно, Барановичи, Борисов и Осиповичи без захода на станции Минского узла. Это дало возможность по-новому организовать перевозку опасных грузов, обеспечить альтернативные маршруты движения в случае назначения «окон» или возникновения аварийных ситуаций.
Специалисты службы перевозок оперативно скорректировали график движения и план формирования поездов, на обходе Асеевка – Колодищи проложили несколько пар ниток. И сразу же пошли грузовые поезда большого веса, в том числе со стороны Смоленска на Брест и в обратном направлении. Изменили технологию работы на станции Шабаны, что, в свою очередь, уменьшит нагрузку на станцию Минск-Сортировочный.
Есть и хорошие перспективы. Например, с учетом проведенной электрификации появилась возможность организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на линии Шабаны – Гатово – Минск-Пассажирский.
Честь и хвала железнодорожникам, которые воплотили в жизнь идеи тружеников магистрали прежних поколений и сделали важный вклад в развитие инфраструктуры Белорусской.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика