Профессия. Призвание. Судьба

Преподаватель Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Сергей Цалко за 20 лет педагогической деятельности передал свои знания тысячам работников локомотивных депо Белорусской магистрали. Завтра он празднует 50-летний юбилей.

Сергей Михайлович родился в Мозыре в 1968 году. В его семье никто не работал в отрасли.
– Но меня всегда привлекала железная дорога, – говорит собеседник. – Я уверен, что большинство железнодорожных профессий создано для настоящих мужчин, которые не боятся тяжелой работы и трудностей. Мне с детства хотелось заниматься чем-то подобным. Мечта была настолько сильной, что после восьми классов я поступал в Гомельское училище № 35, собирался учиться на помощника машиниста паровоза и тепловоза. Но документы не приняли из-за возраста – мне было всего 14 лет.
Сейчас Сергей Михайлович вспоминает это с улыбкой, а тогда, говорит, сильно расстроился. Но что делать? Вернулся в школу, получил полное среднее образование и еще больше убедился в правильности своего выбора. Поэтому документы в то же самое учебное заведение подал в числе первых.
С отличием окончив училище, по распределению пришел в локомотивное депо Гомель. Стажировку проходил под руководством опытного машиниста-инструктора Богуслава Гаврона.
– Наставник был строг, но справедлив, – говорит Сергей Михайлович. – Я у него научился не только профессиональному мастерству, но и человеческим качествам – порядочности, ответственности, собранности.
Трудовую биографию Сергей Цалко начинал в грузовом движении. Затем отучился на помощника машиниста дизель-поезда. Работал на маршрутах Калинковичи, Жлобин, Тереховка. Без отрыва от производства углублял знания в БелГУТе, выбрав специальность «тепловозы и тепловозное хозяйство».
Говорят, что историю делают личности. Историю Гомельской технической школы машинистов локомотива (сегодня Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров) творил в том числе и Сергей Цалко. Когда в 1997-м пришел сдавать экзамен на право управления тепловозом, комиссия отметила его глубокие знания теории и практический опыт. Молодому специалисту предложили поделиться ими со слушателями дортехшколы. И уже на следующий день после аттестационного испытания Сергей Михайлович вошел в кабинет «Тепловозы» в качестве педагога.
Сергей Цалко преподает специальные дисциплины с применением инновационных методов обучения. Он одним из первых включил в учебный процесс открытые уроки на рабочих местах локомотивных бригад – в кабинах тепловоза, дизель-поезда.
– Когда я только начинал свой путь в педагогику, мы были не столько преподавателями, сколько инженерами, – делится воспоминаниями Сергей Михайлович. – Вместе со старшими коллегами – Николаем Моториным, Николаем Мигириным, Виталием Мокренко, Станиславом Крупеней, Николаем Карпенко, Дмитрием Шабалевым и Евгением Кожевниковым – разрабатывали программы, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы. Я благодарен и своим выпускникам, которые помогали создавать различные наглядные средства обучения.
С первых минут занятия Сергей Цалко умеет заинтересовать, подать учебный материал понятно и увлекательно. Он не дает поверхностных знаний, а раскрывает перед слушателями глубину темы, показывает перспективы. Педагог опубликовал множество методических пособий. В соавторстве с машинистом-инструктором локомотивного депо Витебск Игорем Богдановым и преподавателем Дорожного центра Евгением Климовым создавал обучающие фильмы. Видеоролики об эксплуатации дизель-поезда ДП3 и работе стационарной установки пожаротушения тепловозов 2ТЭ10М(У) помогают преподавателям и машинистам-инструкторам депо качественно проводить занятия, а будущим машинистам – приобретать полезные навыки и приемы управления локомотивами.
Большой вклад преподаватель внес в разработку учебной документации для подготовки локомотивных бригад из Жлобина, Гомеля и Калинковичей на получение права управления электровозами. Принимал непосредственное участие в создании и корректировке автоматизированной системы «Контроль знаний», которая используется в настоящее время для периодической проверки знаний работников Белорусской магистрали, а также Регламента действий локомотивных бригад в нестандартных ситуациях при работе на сопредельных участках других железнодорожных администраций.
За плодотворную многолетнюю работу в сфере образования и подготовку высококвалифицированных кадров педагог отмечен нагрудными знаками
«За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени и «Выдатнік Беларускай чыгункі», Почетной грамотой Белорусской железной дороги.
– Высший балл для учителя – это когда спустя 20 лет после выпуска твои ученики звонят и приходят в Дорожный центр, рассказывают о работе, благодарят за полученные знания, просят дать совет, – рассуждает юбиляр и добавляет: – В этом я счастливый человек. Радует успехами и сын Павел. Он окончил третий курс БелГУТа по специальности «электроподвижной состав и метрополитен». Я очень рад его профессиональному выбору.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика