Январь
Ср
22
2025

Дефекты мастера боятся

У мастера участка дефектоскопии Лидской дистанции пути Павла Якубовского взгляд цепкий, словно сканер. Это, признается Павел Михайлович, профессиональное – в его работе всегда нужно быть предельно внимательным.

Участок дефектоскопии в дистанции пути – подразделение особое. Его можно сравнить с пограничным отрядом, главная задача которого – не пропустить на территорию нарушителя. Каждый день операторы с дефектоскопной тележкой, словно пограничники, идущие в дозор, отправляются на поиск дефектных рельсов и только после тщательной диагностики дают добро на пропуск поездов.
– Наша работа позволяет видеть проблемы как снаружи, так и внутри. Это невероятно интересно и одновременно очень ответственно, – подчеркивает Павел Михайлович.
После окончания школы он поступил в Лидский индустриальный техникум, получил профессию механика. А в апреле 2006 года круто изменил жизнь – пришел в Лидскую дистанцию пути. Свое решение Павел объясняет просто – наследственность. Он – представитель большой путейской династии, начало которой положили его дед Эдуард Игнатьевич и бабушка Елена Норбертовна. Они трудились в дистанции дежурными по переезду. Дядя парня Мечислав Эдуардович также долгое время был оператором дефектоскопной тележки, а отец Михаил Эдуардович и по сей день монтер пути. Кстати, именно он и преподавал сыну азы нелегкого путейского труда.
С уважением вспоминает мой собеседник еще одного своего наставника – дефектоскописта Георгия Мотолько. Говорит, у него были не только острый глаз и музыкальный слух, но и поразительная интуиция. За дефектоскопной тележкой Павел Якубовский прошагал по родной дистанции ровно три года. Это 7 – 8 км за смену. Лида – Домашевичи, Лида – Мосты, Лида – Богданов, Лида – Беняконе. Маршруты обширные, участки разветвленные.
– Вначале работал на дефектоскопной тележке модификации ПОИСК-2, затем – ПОИСК-10М, а заканчивал на РДМ-22. У нее возможностей намного больше: проверить головку рельса, просканировать звуком до подошвы, посмотреть точные размеры возможного дефекта, – рассказывает Павел Михайлович. И подчеркивает: только опыт подскажет, каким преобразователем лучше воспользоваться в каждом конкретном случае, чтобы дефект не остался необнаруженным.
– Работа у дефектоскописта не только очень ответственная, но и крайне беспокойная. Всю жизнь как на иголках. Постоянно точит сомнение: а не пропустил ли случайно какой-нибудь дефект? Ведь последствия могут быть самые непредсказуемые. Не зря говорят, что на железной дороге путь – основа всего, и он должен быть не только бархатным, но и надежным. Дефектоскопист в первую очередь в ответе за безопасность движения поездов. Его задача –выявить проблему в самой начальной стадии, чтобы она в процессе эксплуатации пути не развилась до критических размеров и не привела к самому страшному – излому рельса, – отмечает мой собеседник.
Уже во время работы в дистанции Павел поступил на заочное отделение Белгородского государственного технологического университета и прошел сокращенный курс обучения. Получил специальность инженера-технолога машиностроения. А в мае 2009 года парню предложили стать инженером участка дефектоскопии. В этой должности он отработал восемь лет.
– В мои обязанности входила расшифровка лент, зарегистрированных дефектоскопами РДМ-22. Фактически то, что не услышал оператор, обязан увидеть инженер по расшифровке, – поясняет Павел Якубовский.
Как правило, на этот участок направляют самых ответственных и опытных дефектоскопистов, настоящих профессионалов. А Павел Михайлович в этом отношении очень грамотный и внимательный специалист. Эти качества и заметило руководство дистанции – в январе прошлого года Павла назначили мастером участка дефектоскопии.
– Дефектоскопию знает в совершенстве, охотно делится своими знаниями с молодыми специалистами, – говорит заместитель начальника дистанции Сергей Соколовский. – Занимается самообразованием: не считает для себя зазорным почитать дополнительную литературу, лишний раз полистать инструкцию или поинтересоваться в Интернете. Всегда старается докопаться до истины, награжден благодарностью начальника Барановичского отделения дороги.
В свободное от работы время Павел любит посидеть с удочкой на берегу. А еще с удовольствием играет в мини-футбол: он – капитан команды дистанции пути. К спорту старается приобщить и своих дочерей – пятилетнюю Марию и двухлетнюю Анну. Девочки очень подвижные, им нравится играть с папой – в догонялки, прятки и в казаков-разбойников.

Яндекс.Метрика