Эффект рационального зерна
Достижения изобретательской и рационализаторской деятельности и резервы для ее стимулирования на магистрали обсудили участники дорожного семинара-совещания в Брестском узле.
На встрече под председательством главного инженера дороги Валерия Шубадерова проанализировали роль технического новаторства в инновационной и научно-технической деятельности Белорусской магистрали. Участниками семинара стали главные инженеры организаций и обособленных структурных подразделений отделений дороги, заместители начальников служб, специалисты, курирующие рационализаторскую и изобретательскую деятельность.
– В организациях и обособленных структурных подразделениях Белорусской магистрали в минувшем году внедрено 485 рационализаторских предложений. Экономический эффект составил свыше 2 млн. 205 тыс. рублей, что на 19% больше итогов 2016-го.
В разработке и внедрении рацпредложений приняли участие более 720 специалистов, – Валерий Шубадеров высоко оценил плоды новаторства.
Наиболее весомый вклад в общее дело внесли представители Гомельского отделения дороги. На их счету – 157 поданных и внедренных рацпредложений с экономическим эффектом около 500 тыс. рублей. Постарались и специалисты Минского отделения (45 идей с общей выгодой свыше 430 тыс. рублей). У коллег из Витебского – 134 рацпредложения с эффектом более 215 тыс. рублей. Хороший практический результат принесли новаторские разработки представителей и других отделений магистрали.
– От внедрения в производство 355 технических новшеств и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников, экономический эффект составил свыше 1,5 млн. рублей, что на 48% больше, чем в 2016 году, – обратил внимание Валерий Николаевич.
По его словам, техническое творчество всячески поддерживается на Белорусской железной дороге. Ведь рацпредложения приносят не только экономический эффект, но и помогают улучшать условия труда работников, совершенствовать систему охраны труда, повышать безопасность движения поездов.
В подтверждение этому привел примеры успешной коллективной деятельности. В частности, представители станции Минск-Сортировочный предложили изменить технологию развоза местных вагонов с их станции на станции Смолевичи и Борисов. А специалисты отдела перевозок Гомельского отделения совместно с коллегами из местной дистанции сигнализации и связи разработали техническое решение по изменению технологии подачи вагонов на путь необщего пользования станции Ребуса. В локомотивном депо Гомель нашли способ восстановления погружных излучателей ультразвуковой моечной машины.
В торжественной обстановке Валерий Шубадеров вручил дипломы лучшим рационализаторам и организаторам технического творчества Белорусской железной дороги, а также победителям конкурса молодежных инициатив среди работников магистрали.
Бригадир Борисовской дистанции пути Михаил Посканной получил диплом за внедрение пяти рацпредложений, экономический эффект от которых составил 22,5 тыс. рублей. Одно из его технических решений касается замены переводных брусьев. Он предложил технологию, позволяющую выполнять такое обновление не полностью, а выборочно. Благодаря чему можно избежать излишнего демонтажа и повреждения пригодных к эксплуатации деревянных брусьев. Такое решение он вынашивал не один год, советовался с коллегами. На дороге трудится с 2007 года. Начинал монтером пути. С тех пор получил хороший практический опыт, пополнил и багаж теоретических знаний во время заочного обучения в оршанском отраслевом колледже.
В локомотивном депо Молодечно нашли способ, как можно собственными силами восстанавливать привод полуовала колесной пары тепловоза ТЭП70. Это также принесло ощутимый экономический эффект. Раньше при обнаружении подобных дефектов приходилось тратить значительные средства на закупку новых комплектующих. Теперь же можно действовать более экономно, по-хозяйски.
Заслуживают внимания и молодежные инициативы. Одна из идей молодых работников Гомельского вагонного депо пока не реализована. Но ее также можно считать весьма перспективной.
– Наша идея направлена на совершенствование системы магнитопорошкового контроля средней части оси колесной пары вагонов, – поясняет инженер-технолог Александр Отока. – С помощью видеокамеры можно фиксировать люминесцентное свечение, обрабатывать запись специальной компьютерной программой, формировать соответствующий архив.
В результате, как отмечает его соавтор – дефектоскопист по ультразвуковому и магнитному контролю Маргарита Акулич, можно будет улучшить условия работы специалистов ее профиля и создать предпосылки для повышения производительности их труда.
– Получить награды в канун Дня изобретателя и рационализатора, который отмечается в Беларуси 30 июня, особенно приятно и почетно, – обратил внимание Валерий Шубадеров. – Люди, увлеченные новаторством, техническим творчеством, достойны уважения, могут быть примером для других.
По его словам, очень важно, чтобы в каждой организации и обособленном структурном подразделении магистрали поддерживали идеи, стимулировали новаторство. Хорошим подспорьем для этого может стать внедрение Единой автоматизированной системы регистрации рационализаторских предложений (АС «Рационализатор»). Различные аспекты ее использования также подробно рассмотрели участники семинара-совещания в Бресте.
Руслан АНАНЬЕВ