Подвиг ратный и трудовой

Уникальную экспозицию, посвященную трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси, планируется открыть на территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина» в канун Дня железнодорожника. Основными участниками мероприятия станут передовики производства и ветераны Белорусской магистрали.

В боях на белорусской земле летом 1941-го участвовали десять бронепоездов: семь армейских, два – НКВД и один построенный при помощи железнодорожников Гомеля. Один из них отражал атаки 20-танковой немецкой дивизии непосредственно у города Заславль, недалеко от «Линии Сталина». 18 бронепоездов использовали в наступательной операции «Багратион».

Почти на двух гектарах площади, отведенных под экспозицию, будут и железнодорожные пути с регулируемым переездом и переездной будкой, и пассажирская платформа, и железнодорожный мост, и даже небольшая станция. На путях уже величаво возвышается один из главных экспонатов – бронепоезд, воссозданный руками реконструкторов и работников магистрали.
– Именно с него и возникла идея экспозиции. Задумку поддержало правительство республики и руководство Белорусской магистрали. Железнодорожники, кстати, внесли весомую лепту в воплощение проекта. А над его созданием трудились многие: помощь оказали и Минобороны, и МЧС, и дорожники, – рассказывает директор благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» Александр Метла.
Выглядит бронепоезд, как настоящий. Впереди на платформе – 37-миллиметровая зенитная пушка, башни на одном из броневагонов – полная копия образца башен танка Т-34 образца 1941– 1942 годов. Благодаря специальным подъемным механизмам орудия легко вращаются. Кроме этого, он «вооружен» четырьмя пулеметами «максим». По словам реконструкторов, стрелять оружие будет не патронами, а газово-кислородной смесью (газшутингом). На двух остальных появятся зенитная установка и самодельные реактивные установки типа «катюша».
– У этого бронепоезда нет конкретного прототипа. При его воссоздании мы ориентировались на аналогичную технику времен Великой Отечественной, – подчеркивает Александр Михайлович.
Среди тех, кто участвовал в этой работе, – известные шкловские умельцы Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и двое его сыновей – Максим и Алексей. Через руки этих реконструкторов прошло около 30 единиц ходовой техники военных лет. В их числе – тяжелый танк КВ-1. Пушка и фрагменты корпуса боевой машины были найдены поисковиками в Сенненском районе. А шасси от гусеничного тягача БТТ (большой танковый тягач) благотворительному фонду «Память Афгана» передала Белорусская железная дорога. До этого он эксплуатировался в восстановительном поезде на станции Брест и использовался для перемещения тяжелых грузов при ликвидации чрезвычайных происшествий. А сейчас боевая машина – неизменный участник праздников на «Линии Сталина».
Паровоз для бронепоезда серии Эм-724-18, выпущенный Луганским паровозостроительным заводом в 1933 году, привезли из локомотивного депо Кричев. До 1984 года он эк-сплуатировался в локомотивном депо Могилев, а в 1987-м был поставлен на консервацию и хранение. Конечно, «развести пары» сам локомотив не мог – до станции Радошковичи его тянул тепловоз. Сопровождали технику машинисты локомотивного депо Кричев Виктор Ковалев и Владимир Гурьевский. Подвижную часть к транспортировке готовили слесари по ремонту подвижного состава Александр Бричиков и Александр Чехов. От станции Радошковичи до «Линии Сталина» раритет доехал на тягачах. Правда, его пришлось разделить на три части: тендер с экипажной частью, котел и кабина. Таким же образом, по частям, подъемным краном локомотив поставили на пути, которые уложили работники ПМС № 71 – 230 метров рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах КБ-50 и стрелочный перевод Р-50 марки 1/9. А первоначальный вид значимому экспонату вернули кричевские локомотивщики – две недели здесь трудилась бригада предприятия из семи человек.
К слову, проект экспозиции также выполнили железнодорожники – специалисты «Института «Белжелдорпроект». Главный инженер проекта Григорий Парахневич искренне признается, что для него эта работа была по-настоящему особенной:
– Это не только дань памяти нашей истории, но и хороший урок для будущих поколений железнодорожников. Не зря же говорят: кто не помнит прошлого – у того нет будущего.
Сейчас на месте экспозиции возводится железнодорожный мост через водоем – для сооружения уже доставили фермы.
– Кстати, эта задача также была не из легких, – отмечает Григорий Викторович. – Один пролет моста длиной 27 метров весил почти 30 тонн.
Необходимую подготовку выполнили военнослужащие 30-й отдельной железнодорожной бригады транспортных войск: забили сваи, установили железобетонные насадки, сделали шкафную часть береговых опор. Параллельно ведется обустройство пассажирской платформы и небольшой станции, в здании которой сотрудники историко-культурного комплекса «Линия Сталина» планируют разместить небольшую композицию, посвященную истории Белорусской железной дороги. На бронепоезде будет установлена памятная табличка. Еще одна задумка, которую совместными усилиями намерены воплотить в жизнь железнодорожники и реконструкторы, – строительство трех тупиковых путей длиной 50 метров. там разместят современную железнодорожную технику. Кроме того, на путях обустроят регулируемый переезд и переездную будку, декорируют вагонный сарай, установят две пилорамы и навесы для дров. Территорию украсят кустарники и ели, выращенные в Оршанской дистанции защитных лесонасаждений. В историко-культурном комплексе «Линия Сталина» уверены, что эта экспозиция будет интересна всем жителям и гостям нашей страны.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика