Тон задают новаторы
День изобретателя и рационализатора отмечают сегодня в Беларуси все, кто имеет отношение к техническому творчеству. Железнодорожники – не исключение. Сотни новаторов работают на Белорусской магистрали и вносят весомый вклад в совершенствование технологических процессов, повышение производительности труда, экономию ресурсов. Как развивается рационализаторство и изобретательство на дороге, какие задачи стоят сегодня перед новаторами – эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, который в канун праздника прошел в редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии».
Гостями журналистов стали ведущий инженер службы технической политики и инвестиций Тамара Шевеленко, инженеры техотделов локомотивного депо Минск Инна Юнусова и станции Минск-Сортировочный Татьяна Денисова, мастер участка локомотивного депо Минск Сергей Крумкачев, старший мастер локомотивного депо Минск Иван Греков, а также ведущий инженер отдела технической политики Минского отделения Борис Райко.
– Тамара Петровна, давайте начнем с цифр. Сколько рационализаторских предложений внедрено на дороге за прошлый год и в первом квартале 2018-го?
– В организациях и обособленных структурных подразделениях магистрали в минувшем году внедрено 485 рационализаторских предложений. Получен экономический эффект в размере 2205,56 тыс. рублей. В разработке и внедрении приняли участие более 720 специалистов Белорусской железной дороги. Новации были направлены на обеспечение безопасности движения поездов, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, улучшение условий труда. Отличные результаты рационализаторской деятельности продемонстрировали работники Гомельского отделения – 157 рацпредложений с экономическим эффектом почти 500 тыс. рублей. В числе лидеров также столичное отделение дороги, где внедрено 45 рацпредложений с экономическим эффектом более 433 тыс. рублей. В тройке лучших и Витебское отделение – 134 рацпредложения, экономический эффект порядка 216 тыс. рублей. По итогам первого квартала 2018 года статистика тоже радует. на данный момент в лидерах Минское отделение: при плане 15 тыс. рублей выполнение составило более 230 тыс. рублей. Внедрено 13 рацпредложений. На втором месте – Барановичское отделение: 14 внедренных рационализаторских предложений на сумму более 73 тыс. рублей при плане 30 тыс. рублей. На третьем месте –
Могилевское отделение: 6 рацпредложений с экономическим эффектом более 55 тыс. рублей при плане 17 тысяч. Такой результат достоин похвалы.
Борис Райко:
– Я не сторонник того, чтобы новаторство измерять в цифрах и процентах. Светлая мысль – она либо бывает, либо не бывает… Это творческий процесс! Конечно, на него влияют какие-то серьезные преобразования, которые идут на предприятиях, новые технологии. У нас не всегда много предложений, зато их качество впечатляет. К примеру, лишь одно рацпредложение, внедренное на станции Минск-Сортировочный, позволило выполнить годовой план по объему экономического эффекта.
– А если подробнее?
Татьяна Денисова:
– Суть в следующем: мы изменили технологию развоза местных вагонов со станции Минск-Сортировочный на станции Смолевичи и Борисов. Раньше развоз местного груза на участке Минск – Борисов осуществлялся передаточным поездом до станции Степянка, а далее – вывозным до станции Борисов. Время его отправления со станции Степянка – 2 ч 42 мин. Мы предложили формировать вывозной поезд на станцию Борисов с постановкой в две группы. Первая – Смолевичи, включая Городище, Шеметово. Вторая – Борисов, включая Новосады, Приямино, Крупки. Формирование вывозного поезда осуществляется на сортировочной горке малой мощности станции Минск-Сортировочный и на сортировочной горке средней мощности – по согласованию с поездным диспетчером Минск-узел Центра управления перевозок. Время его отправления сейчас – 1 ч 20 мин. Годовой экономический эффект от этого составил 183 тыс. рублей. Таким образом, мы снизили простой местных вагонов на станциях выгрузки, а также простой вагонов под одной грузовой операцией, ускорили оборот грузового вагона. Авторами и соавторами данного предложения стали четыре человека: начальник технического отдела Андрей Казачёнок, инженер-технолог Лина Моисеева, экономист Татьяна Соловей и я.
– В лидерах по итогам года, как правило – одни и те же отделения и предприятия. это случайность или закономерность? Можно ли сказать, что там лучше поставлена рационализаторская работа или больше талантливых людей?
Тамара Шевеленко:
– И первое, и второе. Конечно же, организация процесса играет большую роль. Но особенно радует, что к нам приходит талантливая, активная молодежь. Сегодня для многих на Белорусской железной дороге рационализатор – почти вторая профессия. Новаторство помогает создать на предприятиях творческую атмосферу, которая положительно влияет на совершенствование производственных процессов. Все в комплексе и дает результат. Поэтому мы очень заинтересованы в популяризации технического творчества и укреплении имиджа рационализатора.
– Бытует мнение, что к рационализаторству людей подталкивают творческие амбиции. Но ведь их тоже можно простимулировать…
Борис Райко:
– Безусловно, это имеет немаловажное значение. В разработке и внедрении рацпредложений должны быть заинтересованы все. И в первую очередь – руководитель предприятия. В расчете экономического эффекта обязательно должен участвовать специалист этого профиля. Не зря в документах указано, что информация об экономическом эффекте обязательно визируется руководителем предприятия (либо главным инженером), экономистом и инженером по рационализации. К примеру, в Японии существует такая практика: даже если человек вносит рацпредложение, которое к деятельности компании не относится, ему все равно выплачивают деньги. Поощряют, таким образом, творческую мысль. У нас, в зависимости от экономического эффекта, автор получает определенный процент. Кроме того, на дороге по итогам каждого года определяют лучших – рационализаторов, молодых рационализаторов и организаторов технического творчества. Железнодорожникам вручают дипломы, выплачивают денежное вознаграждение. Это тоже своеобразный стимул искать что-то новое, более совершенное.
Иван Греков:
– По итогам 2017 года я – в числе лучших молодых рационализаторов дороги. Надо сказать, заслужить такое звание весьма почетно. За прошлый год мы с соавторами разработали три рацпредложения. Двигало нами, скажу честно, отнюдь не самолюбие, а производственная необходимость. Нам не ставили определенные задачи. Но в процессе работы нужно было решить некоторые технические нюансы, которые усложняли, к примеру, разборку либо монтаж какого-то узла. Наше депо эксплуатирует тепловозы ТЭП70БС.
При их обслуживании возникали некоторые сложности. Чтобы снизить трудоемкость отдельных операций, мы модернизировали эти процессы. К примеру, паровоздушный клапан расширительного бака. Завод-изготовитель не предусмотрел возможность его демонтажа без разборки остальных узлов. Чтобы снять этот клапан, нужно демонтировать крышевые блоки, что требует больших затрат времени. И мы придумали новое технологическое решение – отверстие, по сути люк с уплотнителем. Смонтировали его на крышевом блоке. И все – доступ свободен. Можно без проблем выполнять обслуживание. Еще один пример. на этих тепловозах 48-й и 49-й серий завод-изготовитель применял ползунковые механизмы для передвижения оконного блока и задвижки старого образца. зимой они выработали свой ресурс. Машинисты жаловались: холодно, из окон дует. Закупка нового оборудования потребовала бы времени и денег. И мы приняли кардинальное решение: оснастили механизмы роликами, которые изготовили в депо вместе со специалистами разных участков, решив таким образом проблему быстро и без особых затрат. Замечу, что тепловоз ТЭП70БС используют на всем полигоне дороги.
Тамара Шевеленко:
– Значит, у вас есть возможность предложить свои идеи другим локомотивным депо, которые эксплуатируют тепловозы этой серии. Все просто: заполняете бланк на рацпредложение, указываете себя в качестве авторов и отправляете этот пакет документов коллегам – на то предприятие, где, вы считаете, его можно внедрить. Они обязательно должны рассмотреть ваше предложение. если решение использовать его будет принято, то вы получите еще и денежное вознаграждение.
– В названии профессионального праздника есть две категории новаторов: изобретатели и рационализаторы. А в чем разница? Известно, что удачное изобретение может стать объектом интеллектуальной собственности. Для этого лишь надо зарегистрировать патент, доказав таким образом, что оно ранее нигде не использовалось. Существует ли такая практика на магистрали? И насколько вопрос о патентах сегодня вообще актуален?
– Конечно, для дороги важны и рацпредложения и изобретения. Правда, последних гораздо меньше. Это естественно, ведь мы работаем на предприятии, где не производят товар, а оказывают услуги. На магистрали больше новаторских решений, которые касаются ремонта и обслуживания, нежели создания какого-либо продукта. Тем не менее, если определенное техническое решение значимо для Белорусской железной дороги, и мы видим, что его можно внедрить не только на предприятиях магистрали, но и предложить другим организациям, которые оказывают аналогичную услугу, то рассматривается вопрос о патентовании. Уже имеются патенты, которые получены как у нас в стране, так и в России. Но их немного. Чтобы определить объект патентования, делается оценка патентоспособности. У каждого объекта свои критерии. К примеру, изобретение имеет три критерия, полезная модель – два. В зависимости от того, каким из них соответствует техническое решение, оформляется заявка и подается в патентное ведомство. Там оно в установленном порядке проходит экспертизу, а владельцу выдается охранный документ. Приведу пример. Три года назад в Государственном реестре изобретений Республики Беларусь на государственное объединение «Белорусская железная дорога» зарегистрирован патент на изобретение № 19196 «Способ сборки теплообменной секции трубчатого теплообменника». Авторство принадлежит группе специалистов Конструкторско-технического центра магистрали. Внедрение этого изобретения в локомотивном депо Кричев позволило производить ремонт теплообменных секций трубчатых теплообменников, не обращаясь к сторонним организациям, как это делалось ранее.
– Есть такое выражение, «все новое – хорошо забытое старое». Насколько это актуально для рационализаторов Белорусской магистрали, существуют ли традиции, преемственность в данной сфере?
Татьяна Денисова:
– В кабинете техотдела нашей станции хранятся старые папки с рацпредложениями еще 1970-х годов. Шкафы огромные. Причем документация вся написана от руки. Иногда просматриваю старый журнал – там столько всего! Возможно, эту информацию оцифруем, ведь историю надо беречь. Конечно, со временем совершенствуются технологии, но отрадно, что традиции и преемственность на дороге остаются.
– А в наше время какие разработки особенно актуальны? В чем нуждается Белорусская железная дорога?
Борис Райко:
– Раньше создавали тематические планы разработок. Сегодня это неактуально. В наше время сложно предугадать, где понадобится неординарное решение. Все зависит от мощности предприятия, от оборудования, которое там используется. Рационализаторы – это люди определенного склада ума. Мимо того же станка, к примеру, один человек пройдет, и у него даже мысли не возникнет о необходимости что-либо усовершенствовать. А другой тут же придумает, что может принести пользу. Новаторы – люди творческие, их надо оберегать и поддерживать. Если говорить об общей тенденции, то в основном все новые рацпредложения сегодня направлены на усовершенствование ремонта и обслуживания.
Инна Юнусова:
– Очень стимулирует к новаторству программа импортозамещения – активно работаем в этом направлении. Серьезную ставку делаем на конкурс молодежных инициатив. Этот проект еще раз доказывает: у нас много талантливых и нестандартно мыслящих людей. Поле деятельности для рационализаторов еще есть.
– Давайте поговорим об этом конкурсе более обстоятельно. он удался?
Тамара Шевеленко:
– Конкурс на дороге прошел второй раз. Но если в 2017 году было подано всего 13 работ, то в нынешнем – 30. Кроме того, значительно расширилась география. В нем приняли участие работники всех отделений. Выросло качество разработок. многие касаются внедрения информационных технологий. И все заслуживают внимания. К сожалению, пока в конкурсе лишь три номинации, которые дают возможность отметить всего девять инициатив. В следующем году мы постараемся ситуацию исправить: усовершенствуем положение, увеличим количество номинаций. Мы уверены, что этот конкурс станет ежегодным и позволит выявить на магистрали новые таланты. К примеру, из тех работ, которые были представлены в прошлом году, много предложений уже внедрены в производство.
– Если судить по вашим словам, то типичный рационализатор сегодня – это молодой человек?
– Возраст новаторов – самый разный, ограничений нет. Это и молодые специалисты, и опытные мастера. В этом году очень много женщин-рационализаторов. Если человек умеет творчески мыслить, он способен делать подлинные прорывы. Помните, как писал классик научной фантастики Рэй Бредбери? «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником». Умение изменить что-либо в лучшую сторону – вот что отличает новатора. И в этом случае не важен ни пол, ни возраст, ни стаж.
– Неужели у современных «левшей» совсем нет проблем?
Борис Райко:
– Не знаю, как в других отделениях, но в нашем и начальник отделения Павел Дашкевич, и главный инженер Алексей Шилов в свое время были рационализаторами. Они прошли этот путь и сегодня сами поддерживают новаторов. Их идеям – всегда зеленый свет.
Инна Юнусова:
– Когда у современного «левши» рождается новая идея, он должен прежде всего сам ответить на вопрос, зачем и кому это нужно? Разрабатывать что-то новое для собственного самолюбия, думаю, нет смысла. Человек должен понимать, что его разработка нужна, что она будет оценена по достоинству. Если на эти вопросы получен положительный ответ, тогда только вперед.
Сергей Крумкачев:
– Я в депо работаю уже пять лет и пришел к выводу: лучше решать проблему, не прибегая к закупке нового оборудования. Конкретный пример. Грузовой барабан для перемещения тележки в моечном отделении выработал ресурс. Помню, искали везде, где могут его изготовить, ведь цена на него ощутимая для депо. В итоге сделали сами. И получилось неплохо. Все зависит от воображения.
– Какие задачи сегодня стоят перед рационализаторами, каковы планы службы на ближайшее будущее?
Тамара Шевеленко:
– Рационализаторы призваны совершенствовать те или иные технические решения, модернизировать оборудование, в том числе с целью экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов. И эта работа дает значимый экономический эффект, исчисляемый сотнями миллионов рублей. Поэтому магистраль от этого направления никогда не откажется. К примеру, на дорожном совещании в Бресте главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров поставил задачу продумать порядок создания автоматизированной системы сбора и обработки предложений (идей) работников отрасли. Рационализаторская деятельность – это не архаизм, как думают некоторые, а скорее наоборот – дело будущего. Поэтому в День изобретателя и рационализатора хочется пожелать новаторам Белорусской магистрали побольше воображения и творческой мысли. Пусть муза вдохновения к ним приходит как можно чаще, а мы всегда готовы поддержать!
Круглый стол провели
Татьяна МАЗУРА,
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ