Жизнь, как главное богатство
«Если бы в 1941 году мне кто-нибудь сказал, что я проживу более 90 лет, то воспринял бы это как слишком смелую мечту, – начинает наш разговор участник Великой Отечественной войны, ветеран локомотивного депо Жлобин Михаил Гирилович, отметивший 91-й день рождения. – Пределом всех желаний было прожить хотя бы еще один день и встретить Победу».
Ветеран войны самым главным богатством считает жизнь. Встречаясь со школьниками, молодыми железнодорожниками, Михаил Михайлович часто повторяет: «цените каждый день, каждый миг вашей жизни». Наверное, именно в оптимизме этого человека, испытавшего много горестей и потерь, и заключается секрет долголетия.
Первые дни Великой Отечественной Михаил Михайлович помнит отчетливо, словно это было вчера.
– Мужчин призвали в армию. Ушли на фронт и три моих старших брата. Никто из них домой не вернулся, – от нахлынувших воспоминаний голос ветерана дрожит. – Мне в мае 1941-го исполнилось 14 лет. Я остался с тремя сестрами и мамой. Вскоре в деревне в Жлобинском районе, где мы жили, появились немцы. Потянулись долгие месяцы оккупации… Гитлеровцы грабили и выгоняли людей из домов, устраивали карательные акции. Моего дядю с тетей расстреляли лишь за то, что они прежде работали бригадирами в колхозе. Я решил идти в партизаны, мстить фашистам.
В июне 1943-го Михаил Гирилович примкнул к партизанскому отряду имени М. В. Фрунзе, который базировался недалеко от деревни.
Парень попал к партизанам в самые тяжелые для них дни. Накануне отряд провел успешную операцию на железнодорожной станции Хальч, были взорваны стрелки и пути. Фашисты в ответ взяли в масштабную блокаду лесные массивы в Жлобинском и Рогачевском районах.
Михаил Гирилович хорошо знал местность и прекрасно ориентировался. Ему не раз поручали ответственные задания, он принимал участие и в боевых операциях.
– В июле 1943 года разведка доложила, что в деревне Денисковичи Жлобинского района базируется карательный отряд из 80 человек, – вспоминает ветеран войны. – Было принято решение уничтожить его. В результате мы захватили обоз с оружием, взяли 18 пленных.
В 1944 году после освобождения Беларуси партизана направили в 45-й запасной стрелковый полк.
– В 1945-м меня планировали командировать на Дальний Восток, – вспоминает ветеран. – Но к тому времени военные действия там завершились, поэтому нас распределили по разным частям. Меня отправили служить на Балтийский флот.
Тогда же героя нашла и его первая награда – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Сегодня она занимает почетное место на лацкане парадного пиджака рядом с десятком других, среди которых орден Отечественной войны II степени и памятный знак «Партызан Беларусі».
В 1951 году Михаил Михайлович уволился в запас и вернулся на Гомельщину. Устроился в паровозное депо Жлобин кочегаром паровоза: набирал воду, загружал тендер углем и в пути регулярно заполнял им большой железный лоток. Эту работу приходилось делать практически непрерывно: за одну поездку кочегар «перелопачивал» 15 – 17 тонн угля. Самое удивительное, но в такой тяжелой работе Михаил Михайлович видел не изматывающий труд, а неповторимую романтику железной дороги.
С любимой работой Михаил Гирилович не расстался даже, когда начались проблемы со здоровьем: из-за угольной пыли и копоти он приобрел серьезное заболевание легких. Окончив Гомельскую техшколу машинистов локомотивов, стал машинистом парового крана. Параллельно учился в вечерней школе.
О биографии, трудовых успехах и достижениях Михаила Михайловича красноречиво свидетельствуют его многочисленные удостоверения. Чего только стоят три свидетельства лучшего по профессии на Белорусской железной дороге! Он на отлично сдал экзамены и получил право на управление грузоподъемным краном с двигателем внутреннего сгорания, а также дизель-электрическим краном на железнодорожном ходу.
В середине 1970-х Михаил Гирилович стал машинистом-инструктором крановых бригад локомотивного отдела Гомельского отделения. На заслуженный отдых ушел в 1990 году с должности машиниста парового крана локомотивного депо Жлобин.
– Рад, что на предприятии берегут традиции, – рассуждает Михаил Михайлович. – Огромная благодарность за заботу и помощь ветеранам. Я более 20 лет проживаю один, но одиночества не ощущаю. Все это время моя главная помощница и настоящий друг – медицинская сестра милосердия узловой организации Красного Креста Зоя Иванова. Частые гости в доме – представители руководства и совета ветеранов депо, узловой организации, профкома.
О прожитых годах Михаил Михайлович говорит с гордостью, а локомотивное депо Жлобин, которому посвятил более 35 лет, называет вторым домом. Перебирая старые фотографии, с легкой грустью в голосе он называет имена коллег, с которыми много лет работал. Среди них также немало участников Великой Отечественной: машинист паровоза Евгений Пекарский, бывший начальник депо Андрей Елисеев и многие другие. К сожалению, они уже ушли из жизни. Но память обо всех героях жива и поныне.
Лидия СЕРГЕЕВА