Годы мчатся, как поезда…

Оптимизм, задорный блеск в глазах, живой ум, великолепная память – общаясь с ветераном Александром Балаевым, сложно поверить, что совсем недавно он отметил 90-летний юбилей.

Александра Балаева поздравили руководство депо и председатели профсоюзной организации

С почтенной датой поздравили ветерана не только родственники, но и руководство локомотивного депо Минск, председатели совета ветеранов и профсоюзной организации предприятия, а также представители администрации Октябрьского района столицы.
Встретиться с именинником мы договорились у столичного Дворца культуры и спорта железнодорожников. Александр Борисович стоял возле постамента с паровозом серии ЭР и о чем-то думал.
– 90 лет – возраст мудрости, осмысления прожитых лет. Вся моя жизнь – как железная дорога: вечное стремление вперед. Зачастую один крутой поворот сменялся другим, – говорит ветеран.
Его детство прошло в деревне Мальковичи на Брестчине. Отец работал на лесопильном заводе, продукцию которого отправляли на экспорт, мама вела домашнее хозяйство. Ее братья и отец Яков Чайковский служили на стальной магистрали.
– Я окончил четыре класса на «отлично», родители мечтали дать мне европейское образование, – Александр Борисович прерывается на мгновение, а после продолжает: – Но настало время репрессий. Отца арестовали, а меня с младшим братом и мамой отправили в Алтайский край.
Мать работала на лесозаготовках, а Александр присматривал за братом. В 15 лет юноша устроился препаратором в сельскохозяйственный институт, эвакуированный из Воронежа во время Великой Отечественной войны. Позже научился водить и ремонтировать машины, тракторы. с тех пор он и прирос душой к технике.
В 1946-м семья вернулась в Барановичи, Александр устроился в паровозное депо.
– Начинал кочегаром на паровозе серии С, – вспоминает собеседник. – Работа требовала физической выносливости и сильных рук. После первой поездки в Волковыск думал, что больше так не смогу. Но нужно было кормить семью, а железнодорожникам выдавали продуктовые карточки. Позже экстерном сдал экзамены на помощника машиниста и трудился в пассажирском движении с одним из самых опытных машинистов – Алексеем Лимовым. Я ему очень благодарен за то, что стал для меня не только хорошим наставником, но и старшим товарищем.
В 20 лет Балаеву вручили значок «Отличный паровозник». А через некоторое время Александр стал самостоятельно водить поезда. Начинал с маневровой работы на паровозе серии О, позже пересел на Эр.
– За годы на магистрали я понял, что железная дорога требует от человека дисциплины, ответственности и безупречного отношения к обязанностям, – рассказывает Александр Борисович.
Эти три жизненных «кита» помогли ему позже и в армии. Почти пять лет он служил в авиаполку в армянском Ленинакане, где обслуживал истребители. И даже подумывал продолжить армейскую карьеру. Но по семейным обстоятельствам вернулся в Барановичи, в паровозное депо. Через некоторое время его назначили начальником отдела кадров. Александр Балаев заочно окончил БИИЖТ. А позже перевелся в Минск, где прошел путь от дежурного по депо до заместителя начальника по ремонту. Именно при нем на предприятии организовали первый цех по ремонту тепловозов, где проходили большой периодический ремонт пассажирские ТЭ7 и ТЭП60, маневровые венгерские ВМЭ1, американские ДА, рижские дизель-поезда.
– Мы ремонтировали тепловозы не только собственной приписки, но и из депо Брест, Барановичи и Витебск. Освоили модернизацию техники, – рассказывает Балаев.
Николай Гриб, Виктор Лойко, Александр Туровец, Евгений Чеховец, Семен Дегтярев, Алексей Кресик, Николай Аксенчик, Владимир Жизневский, Яков Патрин, Леонид Тупицын, Аркадий Ануфрик, Анатолий Косинец – имена и фамилии коллег он хорошо помнит до сих пор. С особым теплом Александр Борисович отзывается о техниках по замерам – Светлане Барухиной, Зинаиде Григорович, Лидии Нехай и Галине Макаровой, которые, по его словам, выполняли тяжелые и ответственные задания.
Имея завидный практический опыт и теоретические знания, Александр Балаев на протяжении нескольких лет преподавал железнодорожные дисциплины в минском отраслевом училище. Семь лет он руководил Детской железной дорогой, немало усилий приложил для обновления ее инфраструктуры.
– Попробовать себя в роли машиниста тепловоза, проводника пассажирского вагона, начальника поезда – об этом мечтают многие дети, – рассуждает ветеран.
На заслуженный отдых Александр Борисович ушел в 75 лет. После выхода на пенсию он работал слесарем по ремонту контрольно-измерительных приборов в лаборатории по поверке средств измерений. его общий стаж на Белорусской магистрали порядка 60 лет.
Железнодорожницей была и его супруга Серафима Васильевна. До сих пор водит поезда сын Александр. Внук Андрей – военный офицер. Железной дорогой интересуется четырехлетний правнук Кирилл. Приезжая в гости к прадеду, он рвется к паровозу, установленному неподалеку от дома Балаева-старшего. Кто знает, может, правнук пойдет по его стезе, связав судьбу с магистралью?..

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика