С уважением – о каждом поколении

Сопричастность к общему делу, уважение к традициям и высокая ответственность – именно эти качества отличают тех, кто остается верен профессии железнодорожника долгие годы. Так считают представители многочисленной династии Бегеба. Их общий стаж на магистрали составляет более 200 лет.

Родоначальник династии Иван Игнатьевич Бегеба с внуком Александром

…Михаил Бегеба, который 37 лет отработал в Брестском отделении, показывает старые фотографии родственников и с гордостью рассказывает об их трудовом пути. Родоначальником династии является его дедушка Иван Игнатьевич Бегеба, который родился в 1897 году в деревне Свитичи Гродненской губернии. Он окончил среднюю школу и по тем временам был образованным человеком.
– Так сложилось, что дедушку я видел только раз в жизни, – когда он приезжал к нам из Бреста в город Лабытнанги, что в Ямало-Ненецком округе России, где мы тогда жили, – говорит Михаил Степанович. – После окончания Великой Отечественной он 14 лет работал мостовым мастером в Брестской дистанции пути. Трое из его семерых детей тоже стали железнодорожниками. Это мой отец Степан и его братья Иван и Петр.
Степан Бегеба появился на свет в 1921 году в Каменецком районе Брестской области. Трудовой путь начинал стрелочником в городе над Бугом. Потом уехал в Сибирь – на железнодорожную станцию Лабытнанги Северной магистрали. От Бреста это более 2500 км. Здесь 28 лет он работал составителем поездов, за что неоднократно был награжден Почетными грамотами. Кроме железнодорожной профессии, еще живя в Бресте, освоил ремесло портного. К нему часто обращались люди, чтобы отремонтировать одежду. В этом он никому не отказывал, но в первую очередь шил для семьи и детей.
– Я горжусь отцом, он был для меня примером во всем, – признается Михаил Бегеба. – И хотя его уже нет с нами, память о нем жива. Выйдя на пенсию в начале 1980-х годов, вместе с мамой они переехали в Беларусь, в город Кобрин. Скоро маме Анне Матвеевне исполнится 90 лет, она живет с нами.

Анна Матвеевна жизнь посвятила медицине

Родом Анна Матвеевна с Тамбовской области. Окончила Мичуринское медицинское училище, но вся ее жизнь была связана с Северной магистралью. Более 30 лет женщина трудилась фельдшером в медпункте на станции Лабытнанги. Она любила свою профессию, лечила людей, порой, не считаясь с личным временем. У нее хранятся более десятка Почетных грамот. Она трижды избиралась депутатом.
– У нас в доме был телефон, который не смолкал ни днем, ни ночью, – вспоминает Анна Матвеевна. – Когда просили о медицинской помощи, тут же собиралась в дорогу на соседние околотки. Ездила на паровозах с товарными поездами, которые ходили чаще пассажирских. Так жизнь и пролетела в разъездах… Однажды даже пришлось принимать роды в пути.
По стопам родителей пошел их единственный сын Михаил Бегеба. В поселке Лабытнанги (ныне город) он окончил среднюю школу. Любил смотреть на уходящие вдаль паровозы и сутками пропадал с удочкой на водоеме. Рыбалка здесь отменная: водятся муксун, нельма, щёкур, пыжьян, сырок, пелядь…
Когда определялся с будущей профессией, выбирал между железной дорогой и авиацией. В 1977 году окончил Казанский авиационный институт имени А. Н.Туполева по специальности «авиационное приборостроение». Распределение получил на оборонный завод в Казань, где около года работал инженером-электронщиком. Женился, через несколько месяцев его призвали в ряды Советской армии. Службу проходил в Украине.

Иван Бегеба работал дежурным по вокзалу станции Брест-Центральный

После увольнения в запас переехал с семьей в Брест, где устроился инженером по наладке станков с ЧПУ на одно из предприятий города. Не видя перспектив, решил сменить работу. Родной дядя Иван Иванович Бегеба, который работал дежурным по вокзалу станции Брест-Центральный, подсказал ему попытать счастья на магистрали. Он был почетным железнодорожником, награжден орденами Дружбы народов и Трудовой Славы. Был лучшим по профессии на сети дорог МПС СССР. Его родной брат Петр трудился приемосдатчиком груза и багажа на станции Брест-Восточный.
– Благодаря совету родственника я и стал железнодорожником, – говорит собеседник. – В 1981 году меня приняли в Брестскую механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ (ныне «Брестгрузтранслогистик»). Начинал мастером на участке Брест-Западный, потом был инженером, освобожденным председателем профкома, начальником отдела кадров и руководителем участка. В общей сложности отработал здесь 21 год.
Михаил Степанович вспоминает, что это предприятие в советское время ежесуточно перегружало сотни вагонов с различными грузами. Из Польши приходило много составов с углем. В Бресте тогда для этих целей использовался вагоноопрокидыватель немецкого производства. Служил исправно, но однажды сломался.
Запчастей для него не было, но допустить задержку перегрузки было нельзя, поэтому приходилось чинить технику самостоятельно. Вместе с командой специалистов Михаил Степанович справился с этой сложнейшей задачей.
За годы работы на предприятии внес немало рацпредложений. В 1984 году стал лауреатом дорожной премии имени героя Советского Союза К. С. Заслонова.
В 2002-м Михаил Бегеба перешел в аппарат Брестского отделения на должность ведущего инженера отдела технической политики, затем был там заместителем начальника отдела кадров, начальником отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Уже несколько лет он на заслуженном отдыхе. Награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі» и Почетной грамотой Управления Белорусской магистрали.

Михаил Бегеба с супругой Еленой Петровной и детьми

С супругой Еленой Петровной он познакомился в городском парке в Казани. Молодые люди поженились, когда она окончила местный химико-технологический техникум. В июне нынешнего года отметили рубиновую свадьбу – 40 лет совместной жизни.
Изначально Елена Петровна работала по специальности, а потом трудилась на предприятиях Брестского отделения. Начинала в товарной конторе станции Брест-Восточный, затем была секретарем, инспектором по кадрам и инженером в городской товарной эксплуатационной конторе (ГОРТЭК) и «Брестинтертрансе». Ее железнодорожный стаж – 15 лет. Кстати, мама Елены Петровны – Александра Денисовна Ягодинская – в годы Великой Отечественной работала кочегаром на паровозе, за что отмечена знаком «Труженику тыла 1941 – 1945 гг.». В мирное время трудилась в локомотивном депо Сергач.
Супруги с большим удовольствием занимаются садоводством. Они выращивают редкие для нашего климата культуры – персики, абрикосы, дыни, арбузы.
– Вы бы видели, как родители радуются урожаю, – говорит их дочь Ольга Бегеба. – Папа каждый год ездит в Москву за элитными семенами. Мы с сестрой Татьяной часто проводим время у них.

Ольга Бегеба — специалист по кадрам Брестской базы (транспортной)

Ольга – представительница самого молодого поколения династии. В 2002 году окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта. Десять лет работала агентом по розыску груза и багажа на станции Брест-Северный.
С 2013-го трудится специалистом по кадрам Брестской базы (транспортной). Кроме железнодорожного, девушка имеет еще два высших образования – юридическое и журналистское. Некоторое время работала в телерадиокомпании «Брест».
– Дополнительные знания не бывают лишними, – уверена она. – В моей нынешней работе особенно помогает юридическое образование. В свободное время люблю путешествовать по Беларуси и Европе. Увлекаюсь изучением исторического наследия нашей страны, особенно привлекают замки.
Ее старшая сестра Татьяна (по мужу Кухарчик) также окончила железнодорожный техникум в городе над Бугом.
Уже двадцать лет трудится в Брестском филиале государственного предприятия «Белинтертранс». Сейчас она инженер отдела экспедирования. У нее подрастает сын Илья.
…Жизнь идет, с каждым годом увеличивается и трудовой стаж династии, начало которой положил мостовой мастер Иван Бегеба. И каждое поколение, как звенья одной цепи, скрепляют дружба, уважение и поддержка.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика