Есть мотивация – будет новация
Усовершенствовать работу дефектоскопистов, повысить производительность труда и сделать контроль колесных пар более надежным и качественным – на это направлено новаторское предложение работников Гомельского вагонного депо Александра Отоки и Маргариты Акулич (на фото).
Железнодорожникам присудили второе место в дорожном конкурсе молодежных инициатив в номинации «Лучшая молодежная инициатива, направленная на повышение безопасности движения поездов, перевозки грузов и пассажиров». Предложенная ими тема – «Разработка методики автоматизированного магнитопорошкового контроля осей колесных пар» – имеет большую значимость для дороги.
– Сейчас магнитопорошковый контроль осей колесных пар осуществляется фактически вручную. Дефектоскопист наносит магнитный индикатор в виде суспензии одновременно с намагничиванием оси, и порошок скапливается в месте обнаруженного дефекта. Человек визуально определяет, это брак или нет. В течение смены нужно проверить немало колесных пар. Естественно, со временем дефектоскопист устает, снижается концентрация внимания, падает острота зрения. Это может сказаться на качестве работы, а значит и на безопасности движения поездов, – отмечает один из авторов инициативы, инженер-технолог Гомельского вагонного депо Александр Отока.
По мнению железнодорожника, человеческий фактор в контроле – главный недостаток существующего метода. Выполняя несколько часов подряд рутинную работу, дефектоскопист может невольно не заметить дефектную деталь.
Повысить производительность проверки с сохранением существующего уровня достоверности позволит автоматизация магнитопорошкового контроля. Решить эту проблему можно используя математические модели, методы и современные информационные технологии.
– Технически это выглядит следующим образом: осмотр поверхности детали (в нашем случае оси колесной пары) проводится с помощью сфокусированных на ней видеокамер. Они установлены на намагничивающем устройстве вместе с ультрафиолетовым источником: он направлен в ту зону, которая охватывается видеокамерой, – рассказывает специалист. – Полученное изображение обрабатывается программой автоматического поиска дефектов. И если компьютер обнаруживает магнитопорошковую индикацию, на экране монитора появляется картинка подозрительной области оси. Оператор изучает природу индикации и принимает решение возможности использования колесной пары. Намагничивание происходит способом приложенного поля с нанесением суспензии, в состав которой входит люминесцентный порошок. При отсутствии дефекта порошок равномерно покрывает поверхность оси и его свечение будет одинаково в различных точках. В местах обнаружения дефекта его свечение становится особенно ярким за счет притяжения магнитных частиц силами неоднородного магнитного поля. Частицы как бы «налипают» друг на друга, образовывая цепочки (валики) магнитного порошка. Такие места и фиксируют видеокамеры. При этом человек – вместо постоянного напряжения – занимается изучением не столь большого количества участков поверхности оси – тех, на которые программа обратила внимание.
При этом методе увеличивается качество и надежность контроля: ведь чтобы принять правильное решение, оператор-дефектоскопист может многократно увеличить изображение дефектной области, улучшить его разнообразными фильтрами, записать в базу данных или воспользоваться ею для сравнения. При таком пристальном внимании вероятность пропустить дефект минимальна. Если же компьютер не обнаружил подозрительных мест, процесс контроля и вовсе не требует участия оператора – исполнительные механизмы, управляемые программой, автоматически снимут одну деталь и поставят следующую.
Вывод очевиден: оснащение депо таким оборудованием существенно упростит работу дефектоскопистов и увеличит производительность. Среди плюсов – автоматизация технологических процессов (загрузка-выгрузка колесной пары на позицию контроля, вращение колесной пары под определенным углом, намагничивание и подача суспензии в зону контроля и т. д.). Кроме того, сокращается время контроля, протоколирования результатов, занесения их в базу данных, что позволяет вести мониторинг в процессе эксплуатации. Важный момент – улучшение условий труда: рабочее место в этом случае можно вынести в отдельное помещение, где не будет производственного шума (от работы токарных станков, кранов, моечных установок и другого оборудования).
Как отметил Александр Отока, только в колесно-роликовом участке Гомельского вагонного депо ежемесячно проверяют около 650 колесных пар. Еще порядка 500 – в колесном участке текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов станции Барбаров. В масштабах всей дороги эти цифры несоизмеримо выше.
К слову, в депо Александр трудится уже более семи лет. Окончил механический факультет БелГУТа. Занимался на кафедре неразрушающего контроля и технической диагностики. Карьеру начинал дефектоскопистом по магнитному и ультразвуковому контролю. Представлял предприятие на конкурсе «Лучший по профессии» и сразу же завоевал второе место. С октября 2015-го работал инженером, ответственным за неразрушающий контроль деталей вагонов, а с марта 2018-го стал инженером-технологом в том же направлении.
Соавтор молодежной инициативы – дефектоскопист Маргарита Акулич – на предприятии работает с 2013 года. Девушка также окончила механический факультет БелГУТа. Она представитель семейной железнодорожной династии – на магистрали трудится ее мама. Маргарита признается: за пять лет работы не раз убеждалась в правильности выбора профессии.
– Каждая колесная пара требует индивидуального подхода, тщательности и скрупулезности в осмотре. В дорожном конкурсе участвовала с удовольствием. И очень рада, что наша с Александром Отокой инициатива получила высокую оценку. Это хороший стимул двигаться дальше.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ