Январь
Вт
21
2025

Паровоз увозит в… историю

Обновленный паровоз серии Л № 0009 привлекает особое внимание посетителей Брестского музея железнодорожной техники.

Историю локомотивов можно проследить по их сериям и заводским номерам. К примеру, индекс «0009» означает, что до данного паровоза было выпущено всего восемь подобных машин. Такие локомотивы строились после Великой Отечественной войны в период с 1945-го по 1955 год на трех предприятиях – Коломенском, Ворошиловградском и Брянском паровозостроительных заводах. За 10 лет было выпущено 4199 единиц.
Паровоз имел весьма внушительную по тем временам мощность (2000 л. с.) и развивал скорость 80 км/ч. Эти машины были одними из самых популярных отечественных локомотивов на сети железных дорог СССР. Машинисты ценили их в первую очередь за неплохие технические характеристики.
Паровоз с брестской «пропиской» – один из немногих, сохранившихся до наших дней в отличном состоянии. В 1946 году он сошел с конвейера Коломенского завода. Примечательно, что серия «Л» присваивалась этим машинам по фамилии главного конструктора Льва Лебедянского. Поэтому машинисты называли их «лебедями» или «лебедянками».
У данного локомотива непростая судьба. После выпуска он эксплуатировался на Северо-Кавказской железной дороге – в депо Таганрог, а потом оказался в Беларуси. Некоторое время находился на базе запаса Шклов локомотивного депо Могилев. В город над Бугом паровоз серии Л № 0009 передали в начале 1990-х, когда для Брестского музея железнодорожной техники собирали экспонаты. Экспозиция открылась в 2002 году. Сюда он попал в рабочем состоянии, однако со временем узлы и механизмы необходимо было восстанавливать. В этом году его капитально отремонтировали в локомотивном депо Брест. Специалисты нескольких участков заменили обшивку, провели полную пескоструйную обработку всех металлических частей, а затем нанесли грунт и новую краску. Железнодорожники старались максимально сохранить его первозданный вид и все заводские элементы.
Особое внимание при реконструкции паровоза уделили его необычному тендеру, имеющему не прямоугольную форму, как у большинства локомотивов, а круглую емкость для воды. Такие конструкции разрабатывались американскими инженерами и использовались на паровозах в США. Водяной бак одновременно является и несущим элементом: нижние листы котла усилены и служат рамой паровоза.
В СССР за основу локомотивов серии «Л» были взяты американские разработки с круглым типом тендера. Вскоре от конструкции такой формы отказались.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика