По траектории развития

Новая электрифицированная ветвь на современном путевом основании протяженностью 0,95 км связала станцию Минск-Сортировочный со станцией Минск-Северный. Она сменила старую внутриузловую соединительную ветвь, построенную в 1915 году и более сотни лет отслужившую верой и правдой железнодорожникам. Поводом для укладки новой линии стало строительство новых транспортных развязок по титулу строительства 1-го транспортного кольца.

Его планируют построить к 2019 году. Одна из важнейших целей возведения этого объекта – защита центра города от транзитного и грузового транспорта. Генеральный проектировщик – столичное унитарное предприятие «Минскинжпроект» (директор Алексей Говорко). Главные инженеры проекта – Ольга Елисеева (І очередь) и Иван Петушок (ІІ очередь). В рамках первой очереди были обустроены транспортные развязки и дорожное развитие в районе улицы Кальварийской. Сейчас идут работы по строительству нового участка – с двухуровневой развязкой на пересечении с проспектом Дзержинского. Чтобы воплотить задумку проектировщиков в жизнь, нужно было демонтировать старую соединительную ветвь от станции Минск-Северный до станции Минск-Сортировочный и многочисленные промышленные постройки. В частности, сносу подлежали строительная база СМП-738 треста «Белтрансстрой» и материально-техническая база этого треста со складской и железнодорожной инфраструктурой – путями отстоя кранов, тепловозов и вагонов, а также здание Минской дистанции электроснабжения. Для предприятий были отведены площадки в районе Колядичей и согласовано строительство на них подъездных путей. Освоение новых площадей шло быстро. Это позволило своевременно, не задерживая возведение первого транспортного кольца, перенести на новые места склады, мастерские, гаражи, лесоразделочную базу и склад лесоматериалов, передислоцировать подвижной состав.
К административному зданию треста и зданиям вспомогательных служб, не попавшим под снос, были сооружены временные автомобильные подъезды.
Еще один интересный факт. В зону застройки первого транспортного кольца попало и здание Минской дистанции электроснабжения. Энергетики готовятся к переезду в здание бывшего вагонного участка. А «Дорстроймонтажтрест», занимавший его до недавнего времени, получит новые современные «апартаменты» в районе станции Минск-Сортировочный. Семиэтажку, в которой ранее располагались минские энергетики, также снесут. Мало осталось на дороге людей, которые помнят, каких трудов стоило ее сооружение. В их числе – и я, автор данных строк. Проектирование и возведение этого здания Управление Белорусской железной дороги пыталось включить еще в титулы электрификации участков Минск – Пуховичи 1971 года и Минск – Борисов 1975 года, но московский «Трансэлектропроект» от этой работы отказался. Разрешение дали в 1972 году: заместитель начальника дороги Владимир Кулак разрешил заключить «крамольное» по тем временам трудовое соглашение на проектирование со специалистами «Минскпроекта». Согласование и утверждение документации ценой неимоверных усилий выполнил главный инженер энергоучастка Владимир Матюнин. Строительство вело СУ-315 (сегодня СМП-738) треста «Белтрансстрой» по титулу электрификации участка Минск – Столбцы. В 1976 году здание было заселено и простояло 42 года. Конечно, время берет свое. На смену архитектуре ХХ века приходят современные высотки. Столица строится, развивается транспортная инфраструктура. Эти задачи требуют кардинальных и смелых решений. Сооружение новой соединительной железнодорожной ветви между станциями Минск-Сортировочный и Минск-Северный – из таких.
Просто убрать старую ветвь из черты города означало нарушить всю железнодорожную инфраструктуру. Проектировщики решили вопрос кардинально: они изменили ее траекторию. Документацию подготовили специалисты института «Промтранспроект». Главным инженером проекта выступил Сергей Мельников, разработчиком – Дмитрий Девятников. Контактную сеть проектировал Александр Аранов, путепроводы – Павел Горбачев.
Вначале был построен новый путепровод для движения поездов поверху через проспект Дзержинского. Его возведение в рекордные сроки выполнило СУ-173 стройтреста № 15. От этого путепровода бригады генподрядчика СУ-73 стройтреста № 15 под железнодорожный путь отсыпали насыпь высотой до 8 метров и протяженностью около 200 метров. Дальше путь прошел по еще одному двухпролетному балочному путепроводу и, приблизившись к V главному пути перегона Минск-Пассажирский – Минск-Сортировочный, стал третьим на этом перегоне. Его протяженность 300 метров – до путей старой соединительной ветви. Еще один путь той же длины был уложен от горловины станции Минск-Северный до путепровода через проспект Дзержинского. Здесь строителям пришлось потрудиться. Чтобы упорядочить размеры междупутий от станции Минск-Северный до станции Минск-Пассажирский, пришлось переустроить 350 метров ІІ главного пути перегона Минск-Северный – Минск-Пассажирский с укладкой на реконструированный путепровод. На всем протяжении новую соединительную ветвь уложили на щебеночный балласт с рельсами типа Р-65 на железобетонных шпалах со скреплениями типа СБ. Частично, а именно в тех местах, где радиус кривых составил 250 м и в переходных кривых, путь уложили на деревянные шпалы – с применением скреплений КД-65.
Масштабное строительство велось в два этапа. В рамках первого из них была отключена старая ветвь, уложена новая, которую присоединили к станции Минск-Северный и перегону Минск-Северный – Минск-Сортировочный. Эти работы после серьезной и длительной подготовки выполнили еще в апреле – уложились в четырехсуточное «окно». В июне – в такое же «окно» – переложили II главный путь перегона Минск-Северный – Минск-Пассажирский. Эти путевые работы выполнила бригада СМП-738 под руководством прораба Геннадия Лопатина. Новая соединительная ветвь электрифицирована. Опоры контактной сети выставила бригада СМП-738 под руководством Сергея Баранова. Остальные работы – монтаж поперечин, консолей, подвески контактной сети выполнила бригада 20-го Минского района контактной сети под руководством Эдуарда Бобкова. Общее руководство осуществлял главный инженер СМП-738 Владимир Посудневский. После выполнения всех работ путепровод старой ветви через проспект Дзержинского был разобран, снято верхнее строение пути. Сейчас работы по новой железнодорожной ветви, соединившей станцию Минск-Сортировочный со станцией Минск-Северный, продолжаются. На июль запланирована замена стыкового пути плетями. Ее выполнит СМП-738. Кроме того, в ближайшее время на рельсы установят рельсосмазыватели.
Новая соединительная ветвь имеет большое значение. Благодаря ее строительству освободились площади под сооружение новых дорог и развязок, центр города избавился от промышленных предприятий, а железнодорожники получили новый путь взамен эксплуатировавшегося более века.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика