С вниманием к каждому вагону
В пункте технического обслуживания (ПТО) Брест-Центральный-1 вагонного депо Брест увеличился объем работы. За шесть месяцев специалисты отправили 3187 пассажирских поездов – за аналогичный период 2017-го – 3051.
Каждую смену осмотрщики-ремонтники и слесари осматривают в среднем 22 поезда (по прибытию и отправлению) – не только своего формирования, но и других предприятий Белорусской железной дороги. Здесь проходят обслуживание составы, курсирующие в межгосударственном сообщении, а также других дорог. Задача специалистов – проверить каждый вагон, который должен отправиться в путь в технически исправном состоянии.
– Работы у нас добавилось, и это очевидно: объемы выросли за счет прицепки дополнительных вагонов к составам поездов, – рассказывает начальник ПТО Сергей Хазеев. – Сейчас особенно напряженная пора: летом люди больше путешествуют, отправляются на отдых к морю. Если раньше в среднем в каждом поезде осматривали 8 вагонов, то сейчас их по 12 и более. Несмотря на увеличение объемов работы, в этом году задержек поездов не допустили. Выполнили показатель по производительности труда – за шесть месяцев он составил 102,7% к 2017-му.
Как только поезд прибывает на вокзал станции Брест-Центральный, к нему спешат осмотрщики-ремонтники – три человека. Первым делом необходимо выставить сигналы ограждения в хвосте и голове состава. Обозначение территории работы – обязательное условие техники безопасности. Далее специалисты начинают обследовать состав с противоположных сторон и идут друг другу навстречу. Они осматривают каждый узел вагона.
– Проверяем экипажную часть – боковую раму, колесные пары и тележки, автосцепку, тормозное оборудование, – говорит осмотрщик-ремонтник Игорь Корецкий. – При обнаружении в этих узлах неисправности наносим меловую разметку. Дефекты в ходовой части вагона недопустимы, ведь они могут привести к непредсказуемым последствиям. Если неисправности несущественные, устраняем их на месте – в парке отстоя или формирования. В случае серьезного дефекта (к примеру, замены автосцепки) вагон следует на текущий отцепочный ремонт в пункт перестановки нашего депо. Задача коллектива этого подразделения – качественно и быстро заменить поврежденный элемент.
Игорь Корецкий – опытный осмотрщик-ремонтник. В ПТО пришел 12 лет назад после окончания Брестского училища № 27 железнодорожного транспорта (ныне лицей). За время работы досконально изучил особенности ремонта и обслуживания вагонов. Знает, на что нужно обращать особое внимание, какие могут возникнуть неисправности в подвижном составе. Большой опыт помогает ему выявлять дефекты в наиболее труднодоступных местах вагона.
– Некоторые неисправности можно обнаружить при визуальном осмотре прибывающего подвижного состава и на слух. К примеру, плохо закрепленные детали, – делится опытом Игорь Алексеевич. – Также нашими помощниками являются специальные приспособления и инструменты. С помощью шаблона Холодова замеряем параметры автосцепки. Абсолютный шаблон необходим для выявления дефектов на поверхности катания колеса. А толщиномером измеряем толщину обода.
У каждого осмотрщика-ремонтника своя сумка, укомплектованная различными шаблонами и другими инструментами, которые предусмотрены инструкцией. Все замеры выполняются с точностью до миллиметра, их работники сверяют с нормами допуска.
В коллективе пункта технического обслуживания 58 человек. Подготовку поездов в парках отстоя и формирования проводят 44 осмотрщика-ремонтника, а также более десятка слесарей. Среди самых опытных – осмотрщики-ремонтники Владимир Федчук, Виктор Шевчук, Александр Рак, Алексей Слаута, Владислав Сулавко. Работа в ПТО организована в четыре смены, которыми руководят старшие осмотрщики-ремонтники Николай Милач, Сергей Голубовский, Юрий Ярошук и Федор Глущук. Все они досконально знают свою работу, ведь трудятся здесь более четверти века. На высоком профессиональном уровне исполняет обязанности мастера Дмитрий Бондарчук, чей стаж составляет в депо 14 лет. Сначала он работал слесарем и осмотрщиком-ремонтником. После окончания Гомельского профессионального колледжа железнодорожного транспорта стал мастером. Замещает начальника ПТО во время отсутствия Сергея Хазеева. Стаж самого Сергея Николаевича в вагонном депо Брест – 34 года: он прошел путь от осмотрщика-ремонтника до руководителя подразделения. Отмечен Благодарностью начальника Брестского отделения и Почетной грамотой Белорусской магистрали.

Ударно-тяговую поверхность малого зуба автосцепного устройства с помощью шаблона Холодова замеряет осмотрщик-ремонтник Игорь Корецкий
– В этом году коллектив пополнился молодыми специалистами, – рассказывает Сергей Хазеев. – Новичков Игоря Валеева и Вадима Коваленко (осмотрщиков-ремонтников) закрепили за опытными работниками, которые делятся с ними тонкостями профессии. Самое главное – молодежь осознает, что на железнодорожном транспорте всегда нужно быть максимально собранным и внимательным. Это основное правило нашего ПТО.
Важная составляющая работы – контроль за сохранностью вагонов, выполнение требований правил и инструкций по технике безопасности и охране труда. В вагонном депо Брест функционирует совет общественных инспекторов, в который вошли четыре человека от ПТО Брест-Центральный-1. Инспекторы контролируют качество технического обслуживания пассажирских поездов и плановых видов ремонта, а также выявляют недостатки в работе. Благодаря такой совместной деятельности и достигается общий успех.
Юрий ФЕДОРЕНКО