Видеть рельсы насквозь
Пожалуй, каждый человек хоть раз в жизни слышал гудок локомотива, перестук колес и шипение закрывающихся дверей электропоезда. А вот о чем могут рассказать рельсы, знают дефектоскописты. Участок дефектоскопии Лидской дистанции пути ежемесячно диагностирует более 600 километров пути, 450 стрелочных переводов, 750 сварных стыков.
Благодаря слаженной работе этого подразделения удается вовремя выявить дефектные и остродефектные рельсы, угрожающие безопасности движения.
На команду монтера пути – сигналиста 10-го околотка Андрея Яроша о приближении поезда – операторы дефектоскопной тележки Александр Вильчевский и Виталий Лейда реагируют мгновенно: слаженным и, видимо, многократно отработанным приемом быстро убирают аппарат с пути. Стоим, ждем… Наконец, состав проходит, и бригада так же быстро возвращает дефектоскоп на путь. Диагностика продолжается.
Маршрут бригады – перегон Лида – Гуды. Задача традиционная: выявить и зафиксировать все дефекты, изъяны и недостатки рельсов – как видимые, так и незаметные человеческому глазу. Операторы должны пройти за смену около 8 километров. Сюда входят и пути, и стрелочные переводы, каждый из которых приравнивается к 250 метрам, приемоотправочные пути и прочее.
– Диагностику выполняем по графику, который утверждается в начале месяца. Он составляется индивидуально для каждой дефектоскопной тележки, – вводит в курс дела мастер участка дефектоскопии Павел Якубовский. – Ежедневно она проходит по заданным участкам с определенной периодичностью. Частота прохождения по одному и тому же пути зависит от грузонапряженности участка: наиболее эксплуатируемые подвергаются особому контролю.
В дефектоскопии Павел Михайлович работает более пятнадцати лет. Начинал оператором дефектоскопной тележки, а с 2016 года возглавляет участок дефектоскопии. Под его началом трудятся 18 операторов, наладчик, оператор по путевым измерениям, инженер по расшифровке. Большинство работников – мастера с солидным стажем, но есть и молодежь, которая профессионально растет.
– Хотелось бы отметить опытных специалистов – наладчика Петра Мартынова, операторов Чеслава Маркилевича, Василия Трафимчика, Романа Ходыко. И молодых – Александра Вильчевского, Виталия Кондратовича, – перечисляет Павел Михайлович.
И добавляет: – Наши работники – постоянные участники дорожного конкурса «Лучший по профессии». Многие из них отмечены отраслевыми наградами.
Свое мастерство дефектоскописты дистанции подтверждают на практике: за шесть месяцев текущего года эта слаженная команда выявила 174 дефектных и 56 остродефектных рельсов.
– Профессия дефектоскописта не из легких. Надо обладать хорошими физическими данными и соответствующей подготовкой. Ведь мы ходим не по асфальту, а по щебню. Кроме того, необходимо качественно выполнять свою главную обязанность – «слушать» рельсы, чтобы не пропустить характерный звук, сигнализирующий о наличии того или иного дефекта. А это тоже дополнительное напряжение, – подчеркивает оператор дефектоскопной тележки Александр Вильчевский.
– Как вы попали в эту профессию? – успеваю спросить перед тем, как мимо с грохотом пройдет очередной состав.
– В 2010 году окончил Гомельский лицей по специальности «эксплуатация железнодорожного пути и путевого хозяйства». По распределению попал в Лидскую дистанцию, но поработать долго не удалось: призвали в армию. После срочной службы вернулся на родное предприятие. Учился три месяца в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
И уже шесть лет работаю оператором дефектоскопной тележки. Конечно, это время даром не прошло: ноги стер по самые уши! – шутит Александр Генрихович. И уже серьезно добавляет: – Профессиональные секреты? Нужно содержать в порядке аппаратуру, соблюдать технологию. Я, к примеру, внимательно отношусь к странным, на первый взгляд, звукам в наушниках или замечаю ослабленные болты, скрепления, шпалы.
– Чуткость уха в нашей профессии очень важна, потому что каналы издают звуки разного тона. Например, при прозвучивании головки рельса идет высокий непрерывный звук. Канал подошвы рельсов другой, низкого тона, – поясняет коллега Александра оператор Виталий Лейда. – Как в музыке.
Искать и находить брак операторам дефектоскопных тележек помогает аппаратура, которой оснащен участок. Сегодня в распоряжении лидских специалистов – ультразвуковые дефектоскопы УДС1-РДМ-1М1, УДС2-РДМ-33, УДС2-РДМ-22, УДС2М-35, а также путеизмерительная тележка для непрерывной проверки ширины колеи и уровня. На участке строго следят за исправностью оборудования – ежемесячно все дефектоскопы проходят техобслуживание. Кроме того, эта техника оборудована так называемыми регистраторами. На них записываются все сигналы, полученные при проверке контролируемых участков. Потом их повторно просматривает инженер-расшифровщик.
– У нас есть все для того, чтобы путь был в порядке. Наши работники регулярно проходят курсы повышения квалификации, посещают технические занятия, занятия по охране труда. На участке есть оборудованный класс для технической учебы, установлен контрольный тупик, – подытоживает разговор мастер участка дефектоскопии Павел Якубовский.
Кроме того, сами операторы в ходе проверок проявляют повышенную бдительность. У лидских мастеров не принято гнаться за скоростью. Например, при работе с РДМ-22, где стоит датчик пути, необходимо двигаться со скоростью не более 4 км/ч. Если оператор пытается идти быстрее, то загорается световой сигнал: он предупреждает: не нарушай технологию. Но как бы далеко ни шагнула техника, какие бы дополнительные ловушки ни придумали для коварных изъянов, на переднем крае неизменно остаются люди. С их глазами и сердцем. И с рабочей совестью.