Январь
Пн
13
2025

Видеть рельсы насквозь

Пожалуй, каждый человек хоть раз в жизни слышал гудок локомотива, перестук колес и шипение закрывающихся дверей электропоезда. А вот о чем могут рассказать рельсы, знают дефектоскописты. Участок дефектоскопии Лидской дистанции пути ежемесячно диагностирует более 600 километров пути, 450 стрелочных переводов, 750 сварных стыков.

Инструктаж операторов дефектоскопной тележки Александра Вильчевского и Виталия Лейда проводит мастер участка дефектоскопии Павел Якубовский

Благодаря слаженной работе этого подразделения удается вовремя выявить дефектные и остродефектные рельсы, угрожающие безопасности движения.
На команду монтера пути – сигналиста 10-го околотка Андрея Яроша о приближении поезда – операторы дефектоскопной тележки Александр Вильчевский и Виталий Лейда реагируют мгновенно: слаженным и, видимо, многократно отработанным приемом быстро убирают аппарат с пути. Стоим, ждем… Наконец, состав проходит, и бригада так же быстро возвращает дефектоскоп на путь. Диагностика продолжается.
Маршрут бригады – перегон Лида – Гуды. Задача традиционная: выявить и зафиксировать все дефекты, изъяны и недостатки рельсов – как видимые, так и незаметные человеческому глазу. Операторы должны пройти за смену около 8 километров. Сюда входят и пути, и стрелочные переводы, каждый из которых приравнивается к 250 метрам, приемоотправочные пути и прочее.
– Диагностику выполняем по графику, который утверждается в начале месяца. Он составляется индивидуально для каждой дефектоскопной тележки, – вводит в курс дела мастер участка дефектоскопии Павел Якубовский. – Ежедневно она проходит по заданным участкам с определенной периодичностью. Частота прохождения по одному и тому же пути зависит от грузонапряженности участка: наиболее эксплуатируемые подвергаются особому контролю.
В дефектоскопии Павел Михайлович работает более пятнадцати лет. Начинал оператором дефектоскопной тележки, а с 2016 года возглавляет участок дефектоскопии. Под его началом трудятся 18 операторов, наладчик, оператор по путевым измерениям, инженер по расшифровке. Большинство работников – мастера с солидным стажем, но есть и молодежь, которая профессионально растет.
– Хотелось бы отметить опытных специалистов – наладчика Петра Мартынова, операторов Чеслава Маркилевича, Василия Трафимчика, Романа Ходыко. И молодых – Александра Вильчевского, Виталия Кондратовича, – перечисляет Павел Михайлович.
И добавляет: – Наши работники – постоянные участники дорожного конкурса «Лучший по профессии». Многие из них отмечены отраслевыми наградами.
Свое мастерство дефектоскописты дистанции подтверждают на практике: за шесть месяцев текущего года эта слаженная команда выявила 174 дефектных и 56 остродефектных рельсов.
– Профессия дефектоскописта не из легких. Надо обладать хорошими физическими данными и соответствующей подготовкой. Ведь мы ходим не по асфальту, а по щебню. Кроме того, необходимо качественно выполнять свою главную обязанность – «слушать» рельсы, чтобы не пропустить характерный звук, сигнализирующий о наличии того или иного дефекта. А это тоже дополнительное напряжение, – подчеркивает оператор дефектоскопной тележки Александр Вильчевский.

Оператор дефектоскопной тележки Виталий Кондратович проводит техническое обслуживание оборудования

– Как вы попали в эту профессию? – успеваю спросить перед тем, как мимо с грохотом пройдет очередной состав.
– В 2010 году окончил Гомельский лицей по специальности «эксплуатация железнодорожного пути и путевого хозяйства». По распределению попал в Лидскую дистанцию, но поработать долго не удалось: призвали в армию. После срочной службы вернулся на родное предприятие. Учился три месяца в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
И уже шесть лет работаю оператором дефектоскопной тележки. Конечно, это время даром не прошло: ноги стер по самые уши! – шутит Александр Генрихович. И уже серьезно добавляет: – Профессиональные секреты? Нужно содержать в порядке аппаратуру, соблюдать технологию. Я, к примеру, внимательно отношусь к странным, на первый взгляд, звукам в наушниках или замечаю ослабленные болты, скрепления, шпалы.
– Чуткость уха в нашей профессии очень важна, потому что каналы издают звуки разного тона. Например, при прозвучивании головки рельса идет высокий непрерывный звук. Канал подошвы рельсов другой, низкого тона, – поясняет коллега Александра оператор Виталий Лейда. – Как в музыке.
Искать и находить брак операторам дефектоскопных тележек помогает аппаратура, которой оснащен участок. Сегодня в распоряжении лидских специалистов – ультразвуковые дефектоскопы УДС1-РДМ-1М1, УДС2-РДМ-33, УДС2-РДМ-22, УДС2М-35, а также путеизмерительная тележка для непрерывной проверки ширины колеи и уровня. На участке строго следят за исправностью оборудования – ежемесячно все дефектоскопы проходят техобслуживание. Кроме того, эта техника оборудована так называемыми регистраторами. На них записываются все сигналы, полученные при проверке контролируемых участков. Потом их повторно просматривает инженер-расшифровщик.
– У нас есть все для того, чтобы путь был в порядке. Наши работники регулярно проходят курсы повышения квалификации, посещают технические занятия, занятия по охране труда. На участке есть оборудованный класс для технической учебы, установлен контрольный тупик, – подытоживает разговор мастер участка дефектоскопии Павел Якубовский.
Кроме того, сами операторы в ходе проверок проявляют повышенную бдительность. У лидских мастеров не принято гнаться за скоростью. Например, при работе с РДМ-22, где стоит датчик пути, необходимо двигаться со скоростью не более 4 км/ч. Если оператор пытается идти быстрее, то загорается световой сигнал: он предупреждает: не нарушай технологию. Но как бы далеко ни шагнула техника, какие бы дополнительные ловушки ни придумали для коварных изъянов, на переднем крае неизменно остаются люди. С их глазами и сердцем. И с рабочей совестью.

Яндекс.Метрика