Ремонт – на высоте
В работах по укреплению железнодорожного моста, расположенного в пригороде Орши по направлению к Могилеву, задействованы специалисты СМП-169 ОАО «Дорстроймонтажтрест». На протяжении 56-дневного «окна», половина которого уже преодолена, специалисты применяют новые подходы, которые позволят удешевить проект и повысить безопасность движения поездов.
Большой мост на берегу маленькой, но быстрой реки Адров заметен издалека. Его длина – свыше 80 метров, а высота – около 16, что сравнимо с размером пятиэтажного дома. К реализации проекта приступили осенью минувшего года. Однако самая активная и сложная фаза началась в середине июля, когда было назначено 56-дневное «окно». И сейчас на объекте – горячее время.
К нему специалисты СМП-169 подготовились основательно: проложили временную дорогу для автомобилей, обустроили рабочий городок, с помощью бетона укрепили верхнюю часть двух опор, под балками сварили новые металлические технические переходы, выполнили другую работу.
Мост, расположенный на 87-м километре по II главному пути участка Могилев – Орша, был построен в 1930 – 1931 годах. В период Великой Отечественной он серьезно пострадал. Его восстановили и капитально отремонтировали в 1964-м. С тех пор конструкции износились, перестали соответствовать возрастающей нагрузке и техническим требованиям. Поэтому и было принято решение о его ремонте.
На время назначения «окна» поезда перенаправили на мост-дублер, находящийся рядом по I главному пути. Тот успешно обновили около десяти лет назад: пришедшие в негодность бетонные конструкции заменили на металлические. А с мостом, который ремонтируют сейчас, решили поступить иначе: для удешевления проекта большинство прежних элементов будут сохранены и существенно укреплены.
– Это сложная и ответственная задача, – отмечает мастер СМП-169 Виталий Олексив. – Поэтому мы работаем в напряженном режиме в две смены по 12 часов. Временно перевели сюда специалистов с других объектов. Сегодня, например, здесь трудятся около 30 человек. Они объединены в пять групп. У каждой – своя задача. Одни заливают бетонный раствор, делают новые бортики. Другие устанавливают опалубку для дальнейшего формирования шкафной стенки на береговом устое. Третьи занимаются диафрагмой, соединяющей две балки. Вырезают пришедшие в негодность металлические листы и вваривают новые. Часть людей сконцентрирована на опорах.
Еще несколько человек на изолированной платформе автовышки штукатурят нижнюю часть балок. Поверхность выравнивают, грунтуют. Затем предполагается нанести специальный клей и с его помощью зафиксировать углеродный холст. Таким образом укрепят балки. Подобную работу представители СМП-169 выполняют впервые.
Мастер Виталий Олексив наблюдает за работой с берега, у подножия моста. Всматривается в техническую документацию и уже спустя мгновение устремляется по ступеням, ведущим на мост.
– Очень важно все четко контролировать, чтобы работы выполнялись в соответствии с технологическими нормами, – объясняет он. – Поэтому и приходится все 12 часов проводить на ногах. Поначалу сильно устаешь, а затем привыкаешь.
За девять лет работы в СМП-169 Виталий Васильевич накопил большой практический опыт. Он окончил Витебский государственный технологический университет по специальности «инженер-механик». Затем получил еще одну специальность – «монтажник строительных конструкций», стал бригадиром, позже – мастером.
К работе на объекте помимо представителей строительно-монтажного поезда регулярно подключают и других железнодорожников. Среди них – специалисты восстановительного поезда Витебск.
– Сегодня мы приехали с четырьмя гидравлическими домкратами, – рассказывает начальник поезда Олег Галкин. – Наша задача – приподнять с одной стороны две центральные балки. Вес каждой – 125 тонн.
Около часа уходит на подготовку. Домкраты установлены на запланированных позициях. Начинается подъем. Железнодорожники действуют осторожно. Представители СМП-169 фиксируют балки в нужном положении и приступают к ремонту подферменных блоков, а также замене опорных частей.
– Подъем балок моста – дело непростое, – говорит Олег Викторович. – Но опускать еще сложнее. Иногда на это приходится тратить значительно больше времени, чем на подъем. Необходима почти ювелирная точность.
Работники восстановительного поезда прибудут на объект через несколько дней, чтобы вернуть балки в проектное положение, а затем приподнять их с другой стороны. Для них это сравнительно новый опыт. Кроме того, среди задач на нынешний год – работа по замене стрелочных переводов и ремонт мостов в Витебске, Лиозно и других точках Витебского отделения дороги.
До окончания смены остается несколько часов. И Виталий Олексив собирает планерку – подводят итоги дня и определяют фронт работ на завтра. Вопросы решают быстро, без долгих дискуссий. Чувствуется, что люди доверяют друг другу, понимают с полуслова.
На крупном объекте сплоченность команды очень важна. Нужно действовать четко и оперативно. Каждый день – на счету. Ведь, как планируется, движение поездов по этому мосту должно возобновиться в середине августа.
Руслан АНАНЬЕВ