Когда оживает история

Старинные фотографии, железнодорожная форма разных лет и макеты поездов... На два дня второй этаж железнодорожного вокзала Барановичи-Полесские превратился в большую выставку, познакомиться с которой мог любой желающий. Уникальная возможность появилась благодаря дорожному фестивалю музейных экспозиций «Время. События. Люди». На магистрали он прошел впервые.

…Несмотря на дебют, фестиваль уже обрел много поклонников. Причем не только среди работников магистрали. К примеру, для жителя Барановичей Павла Зубика и его сына Алексея, которые собирались на дачу, ожидание поезда стало настоящим путешествием во времени.
– Спасибо железнодорожникам за замечательную идею. Впечатления потрясающие. Здесь и памятные монеты XIX века, и старинные фонари. На фото можно увидеть, каким был наш вокзал более сотни лет назад, оценить, как он преобразился. Но особенно понравились макеты поездов, – делится впечатлениями собеседник.
Выставка музейных экспозиций стала и главным событием фестиваля, и его конкурсной программы. На суд жюри отделения дороги представили экспонаты в трех номинациях: «Презентация музейной экспозиции», «Музейная реликвия» и «Музей как объект культурного туризма». У каждого отделения – своя изюминка. В экспозиции витебчан, к примеру, уникальные раритеты – пломба Риго-Орловской железной дороги 1868 года и пломбировочные тиски, которые использовались до 1960 года, сезонный билет, выданный Петру Ляховскому, отец которого работал стрелочником на Риго-Орловской дороге, и удостоверение личности к нему, датированное 1913 годом. Особое внимание представители Витебского отделения уделили военному времени. Даже экспозицию оформили в виде небольшого фрагмента военной теплушки.
Минчане, в свою очередь, сделали акцент на подвижной состав. Из макетов локомотивов – от паровоза серии Л (знаменитой «Лебедянки») до современных грузовых электровозов – можно было бы сформировать депо. Большинство из них создано руками железнодорожников. В том числе и ветераном магистрали, в прошлом машинистом Геннадием Домбровским. О нем наша газета подготовила в этом номере отдельный материал. Еще один уникальный экспонат – репродукция, на которой запечатлен Александровский вокзал в Минске. Построенный в 1871 году, до наших дней он не сохранился.

Победители фестиваля – представители Гомельского, Барановичского и Могилевского отделений

По количеству уникальных снимков не было равных музейной экспозиции Брестского отделения. Особый колорит ей придавал хранитель фондов музея вокзала станции Брест-Центральный Савва Шпудейко. Пятиминутный рассказ ветеран-железнодорожник завершил словами:
– Музеи – это наша история, в которой стоит пропустить только одну строчку, и она будет недостоверной. Надо беречь все, что нам досталось в наследство.
Изюминкой стенда, который подготовили хозяева фестиваля, стали путейские фонари. Самый старинный из них – конца XIX века – передан в музей со станции Поречье. Не менее интересный раритет – юбилейная медаль «В память сооружения Полесских железных дорог.
С 1883 по 1887 гг.», которая включена в Государственный каталог музейного фонда Республики Беларусь. К презентации своей экспозиции барановичские железнодорожники подошли творчески, использовав для этого тему Года малой родины. Кстати, об истории возникновения железной дороги в Барановичах организаторы рассказали в театрализованном представлении, которое предваряло основную программу фестиваля. В фойе вокзала в сопровождении дам в старинных платьях и кавалеров во фраках появился сам граф Розвадовский, которому город обязан своим основанием.
Пожалуй, самым оригинальным способом свой стенд представили гомельчане. В этом музейным работникам помогли участники народной студии-театра «Классик» КСК Гомельского отделения. Артисты «оживили» скульптуры станционного смотрителя и проводника. Небольшое шоу вызвало бурные аплодисменты. Во многом благодаря этой импровизации Гомельское отделение и стало победителем в номинации «Презентация музейной экспозиции». Вторые – витебчане, третьи – барановичские железнодорожники. Среди уникальных раритетов, привезенных гомельскими музейщиками, – копия вышивки с изображением первой Детской железной дороги в Беларуси, действовавшей на месте нынешнего гомельского стадиона «Локомотив», «Книга трудовых подарков Матери-Родине и великому вождю товарищу Сталину».
На стенде Могилевского отделения взгляд притягивали вагонные паспорта разных лет.
– Такие фирменные знаки были у каждого завода-изготовителя. На них указывались предприятие и год выпуска вагона. Чаще всего вагонные таблички делали из чугуна, изредка – из бронзы. Еще реже из свинца и шпиатра – сплава цинка и свинца с добавлением других металлов, – подчеркивает начальник общего отдела Могилевского отделения Елена Дубровская. И добавляет: – У нас много уникальных вещей. Взять хотя бы сапоги железнодорожников дореволюционного времени. Представляете, они подбиты еще деревянными гвоздями!
Могилевчане удивили не только оригинальностью музейных экспонатов, но и их количеством. За что по праву получили первое место в номинации «Музейная реликвия», на втором и третьем – Витебское и Барановичское соответственно.
А вот победителем в номинации «Музей, как объект культурного туризма» стали хозяева фестиваля, набрав наибольшее количество пожеланий в специальной «Книге отзывов». На втором месте – Минское отделение, на третьем – Гомельское.
Награждая победителей, заместитель начальника дороги Петр Стоцкий поздравил присутствующих с наступающим профессиональным праздником и отметил, что работники музеев занимаются нужным и правильным делом.
– Я уверен, что история трудовых достижений многих поколений железнодорожников будет всегда востребована. Поэтому необходимо расширять фонды, укреплять материально-техническую базу, а руководство дороги ваши успехи всегда ценит, – подытожил Петр Васильевич.
Фестиваль музейных экспозиций стал первым в череде праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню железнодорожника. Еще одним подарком к профессиональному празднику стало открытие в Бресте после реконструкции музея железнодорожной техники Белорусской магистрали. Репортаж об этом – в следующем номере газеты.

Яндекс.Метрика