Не снижая высокую планку
За шесть месяцев года коллектив пункта технического обслуживания (ПТО) вагонов на станции Лунинец Барановичского вагонного депо не допустил ни одного события, обеспечивая тем самым высокий уровень безопасности движения на гарантийных участках.
Не было ни одного случая отказа технических средств, которые привели бы к задержке поездов. И все это в условиях растущего вагонопотока: ежесуточно здесь обрабатывают в среднем три десятка грузовых поездов. За первое полугодие 2018-го через ПТО уже проследовало более 300 тыс. вагонов, а в прошлом – более 719 тысяч. Работа кипит во всех грузовых парках.
– В Лунинце встречаются поезда, следующие по различным направлениям – на Барановичи, Брест, Ситницу, Сарны, – рассказывает начальник ПТО Андрей Бут-Гусаим. – Кроме того, на нас возложены обязанности по обслуживанию пассажирских поездов, следующих через станцию.
Специалисты ПТО занимаются техническим обслуживанием, текущим безотцепочным, а также отцепочным ремонтом, подготовкой вагонов под погрузку. Работают со всеми типами подвижного состава, который используется на магистрали, – полувагонами, цистернами, платформами, контейнерами. Поэтому хорошо знают и их особенности, и возможные «больные» места. По словам осмотрщиков-ремонтников, в числе неисправностей наиболее часто встречаются выщербины на поверхности катания колесных пар, изломы пружин, проблемы с тормозным оборудованием, запорной арматурой.
В минувшем году специалисты ПТО выявили свыше 2,1 тыс. вагонов, требующих ремонта без отцепки от состава.
– Основное внимание уделяем колесным парам, боковым рамам, тележкам, автосцепкам, в которых могут возникнуть дефекты, – подчеркивает осмотрщик-ремонтник Константин Велесюк. – Если неисправность нельзя устранить на месте, вагоны отцепляем и подаем на участок отцепочного ремонта для последующей замены непригодных элементов.
Константина Григорьевича в коллективе по праву называют асом осмотра. В ПТО он трудится с 1991 года. Большой опыт позволяет ему своевременно обеспечивать высококачественное обслуживание поездов по гарантийным участкам без задержек и отцепок вагонов по техническим неисправностям, угрожающим безопасности движения поездов.
– Самое главное для осмотрщика – встретить поезд, – утверждает железнодорожник. – В этом случае остается больше времени на его обработку. Услышал, к примеру, что постукивают колесные пары или растянута автосцепка, значит, в этих вагонах есть неисправность. Обследую их более тщательно.
При осмотре вагонов железнодорожник замечает каждую мелочь. Уверяет, что особого секрета в работе нет, важно внимательно смотреть, слушать и иметь обычный профессиональный набор инструментов: фонарь, лупу, молоток. Кстати, к последнему у осмотрщика особое отношение: его он считает своей правой рукой и даже называет уменьшительно-ласкательно – «молоточек».
– Когда стучишь молоточком, надо обязательно остановиться, чтобы не пропустить звук, – поясняет Константин Григорьевич. – Еле уловимый и мгновенный шип, к примеру, означает, что не в порядке сепаратор. В первую очередь проверяю нагрев, заднюю часть. При неисправностях нечеткий звук свидетельствует о пустой либо обводненной буксе. На слух можно определить даже ослабление гайки.
– Недавно в распоряжение осмотрщиков нашего ПТО поступили приспособления для установления зоны браковки остроконечного наката гребня колесных пар. Это позволит более качественно проводить диагностику этих значимых узлов, – поддерживает разговор мастер смены Роман Конопацкий. И подчеркивает: – Главное в работе осмотрщика – бдительность. Особенно при выявлении скрытых дефектов.
Выявлять неисправности на ранних стадиях осмотрщикам помогают операторы по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров. Они распределяют подвижной состав по рабочим позициям, следят за показаниями систем автоматического контроля, ведут необходимую документацию, а в случае выявления автоматикой неисправности сообщают о ней осмотрщикам еще на подходе вагона к станции. Более двадцати лет в ПТО на этой должности трудится Оксана Гончарова. Признается, работа не менее ответственная. Она обязывает знать устройство вагонов и контейнеров, технологический процесс их обслуживания и ремонта, поддерживать связь с другими специалистами для своевременного выполнения работ по осмотру, ремонту и опробованию автотормозов вагонов в соответствии с графиком приема и отправления поездов. У оператора масса и других обязанностей, и со всем этим Оксана успешно справляется.
– Чем дольше человек работает, тем больше опыта у него появляется, – отмечает начальник ПТО Андрей Бут-Гусаим. – Поэтому новичкам мы стараемся уделять больше внимания. Для обучения есть все условия: и технический класс, и полигоны, где можно оттачивать мастерство. Но, как правило, только каждодневный труд, и под руководством опытных наставников, может со временем сделать человека «всевидящим» мастером осмотра.
Сам Андрей Петрович в Барановичском вагонном депо трудится с 2010 года. Пришел на предприятие после БелГУТа, здесь же – в ПТО Лунинец – начинал: был осмотрщиком-ремонтником вагонов, затем старшим осмотрщиком, а с 2015-го уже возглавляет пункт технического обслуживания. За эти годы ПТО преобразилось: оборудован техкласс, раздевалки, душевые, комната приема пищи, кабинет мастеров. Порядок везде – в бытовых помещениях, на рабочих местах, кладовой. А высаженные заботливыми руками зеленые насаждения радуют глаз железнодорожников. Просто здесь уверены: если планомерно улучшать условия труда и быта, то и люди в этом случае будут работать лучше и качественнее.