Музей приглашает друзей
В Бресте состоялось открытие после реконструкции музея железнодорожной техники Белорусской магистрали.
Символично, что мероприятие прошло накануне дня города Бреста, которому исполнилось 999 лет. Жителей областного центра и его гостей ожидал подарок – обширную экспозицию железнодорожной техники под открытым небом дополнил выставочный павильон с новыми экспонатами. Его строительство осуществили опытные специалисты ОАО «Полесьежилстрой». Генеральный директор предприятия Анатолий Петринич на торжественной церемонии вручил директору музея Юрию Зайцу символический ключ.
Дизайн выставочного павильона получился современным. На одной из сторон фасада в определенном порядке сделали отверстия, напоминающие очертания паровоза. Вечером «картинку» обрамляет яркая подсветка – это очень оригинальное решение. Внутри выставочного павильона экспозиция состоит из исторических и тематических разделов. Стилизованные макеты вокзалов, локомотивов и вагонов, предметы быта работников магистрали, отраслевые награды, форма машинистов, железнодорожные фонари и коллекция локомотивных табличек разных периодов времени, по которым можно проследить историю развития Белорусской магистрали.
Особое место отведено макету железных дорог мира, по которым движется мини-состав. Также специалисты воссоздали макет Московско-Брестской магистрали с типовыми сооружениями в миниатюре образца 1872 года. Всего представлено 28 витрин с экспонатами, которые объединены общей тематикой. Один из разделов выполнен в форме двух поездов-витрин со стилизованным перроном и навесом.
В мероприятии по случаю открытия музея железнодорожной техники приняли участие председатель Брестского городского исполнительного комитета Александр Рогачук, помощник Президента Республики Беларусь – главный инспектор по Брестской области Василий Герасимов, главный архитектор Брестской области Александр Жарков, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, начальник Брестского отделения Александр Шматов и генеральный директор ОАО «Полесьежилстрой» Анатолий Петринич. Также были приглашены руководители всех отделений магистрали, представители общественных организаций, работники дороги и ветераны.
Как отметил Владимир Морозов, этот музей будет одним из знаковых не только в Бресте и области, но и во всей республике.
– Тысячи людей проявляют интерес к технике и истории Белорусской магистрали. Сохраняя и приумножая традиции, мы стремимся к тому, чтобы профессия железнодорожника всегда была востребованной, а люди, которые трудятся на железной дороге, гордились этим, – отметил Владимир Михайлович.
По его мнению, неслучайно это мероприятие состоялось накануне профессионального праздника железнодорожников и в преддверии Дня города. По этому случаю начальник дороги сделал еще один подарок горожанам, вручив мэру Бреста символ вокзала – колокол с надписью «В честь 999-летия Бреста». «Хотелось бы, чтобы до приближающегося 1000-летия города этот колокол каждое хорошее событие отсчитывал своим звоном», – подытожил Владимир Михайлович.
Председатель горисполкома Александр Рогачук поблагодарил железнодорожников за открытие нового объекта, отметив, что выставочный павильон по своему масштабу соответствует подарку тысячелетия.
– Не сомневаюсь, что музей железнодорожной техники станет еще более популярным у горожан и туристов, – сказал Александр Степанович. – В любом поисковике достопримечательностей нашего города этот объект, как и мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», расположенный по соседству, – в пятерке самых посещаемых мест.
В связи со знаковым для брестчан событием поздравления прозвучали от председателя Организации ветеранов магистрали Сергея Гоголева. Сергей Павлович выразил уверенность, что после посещения таких мест у молодых людей появится желание связать жизнь с железной дорогой.
Не обошлось без сюрпризов. Ветеран труда, почетный железнодорожник и в прошлом начальник локомотивного депо Орша Владимир Жвиков подарил музею ценную для него личную вещь. Он преподнес так называемую «шарманку» – сундучок паровозника, который в свое время был изготовлен из фрагмента немецкого самолета, сбитого в годы войны его отцом Владимиром Федоровичем. Владимир Жвиков, хранящий семейную реликвию, все же расстался с ценным экспонатом в надежде, что он тоже займет почетное место в музейной коллекции.
С особым интересом обновленные экспонаты рассматривали ветераны магистрали. Среди них – в прошлом машинист локомотивного депо Гомель Михаил Кабыш и председатель совета ветеранов этого предприятия Игорь Вольский.
– Брестчане молодцы, собрали богатейшую коллекцию ценных и редких экспонатов, которые и сегодня, как видим, вызывают интерес у посетителей различных возрастов, – отметил Михаил Павлович. – В депо Гомель я трудился машинистом (общий стаж 40 лет), поэтому меня особенно восхитили паровозы и тепловозы.
Основная часть экспозиции музея размещена под открытым небом – здесь свыше 50 единиц техники, большинство из которых обновили работники предприятий Брестского отделения. Паровозы довоенного, военного и послевоенного годов постройки, тепловозы различных серий, паровые краны, почтовые, пассажирские и грузовые вагоны сверкают свежей краской. Изюминкой выставки стал паровоз серии ЭР 771-14 в разрезе. Теперь посетители смогут увидеть его основные узлы изнутри и рассмотреть поближе незаметные ранее детали – жаровые, дымогарные и кипятильные трубы. Все элементы окрашены в яркие цвета для лучшего восприятия. Еще один сюрприз – паровоз серии Л с оригинальной подсветкой. В нем оборудована топка с имитацией горячего угля и дыма из трубы, восстановлен звуковой сигнал. А самый старый экспонат – пассажирский служебный двухосный вагон 1903 года постройки.
– Все экспонаты доступны посетителям, многие находятся в отличном состоянии, – отметил директор музея Юрий Заяц. – Огромную благодарность хочется выразить руководству Брестского отделения и специалистам предприятий, которые реставрировали технику. Я вспоминаю 1991 год, когда в составе команды единомышленников приступил к поиску первых паровозов – не только в Беларуси, но и в СССР. Мы вынашивали идею открыть в Бресте музей, который, кстати, существует с 2002 года. А сегодня у нас – новый выставочный павильон. Приятно, что музей продолжает жить, перелистнув еще одну страницу своей истории.
Юрий ФЕДОРЕНКО