Надежная позиция

Опытный пробег универсального коммуникационно-навигационного блока (УКНБ) провели на Белорусской железной дороге. Широкое внедрение такого устройства, как планируется, позволит усовершенствовать систему контроля дислокации подвижного состава, осуществлять дистанционный мониторинг технического состояния локомотивов, дизель- и электропоездов, а также решать другие важные задачи.

– Возможности геоинформационных систем для определения местоположения объектов на Белорусской железной дороге начали использовать с 2012 года, – рассказывает заместитель начальника службы информационных технологий Валерий Езерский (на фото). – В 2015-м было принято решение о необходимости разработки УКНБ. Такую задачу специалисты железной дороги решили совместно с представителями одного из отечественных предприятий. В результате была разработана конструкторская документация, собственником которой является Белорусская железная дорога, и выпущены пять опытных образцов, которые прошли проверку.
Новое оборудование «обкатали» на электровозах ВЛ80с и электропоездах ЭР9 в течение полугода: с конца 2017-го до середины нынешнего. Выбрали именно такой подвижной состав, во-первых, с учетом различий в системах бортового электропитания, а во-вторых, из-за приоритетных планов использовать коммуникаторы именно на этой технике.
– УКНБ – прибор толщиной около 3 сантиметров и размером, как лист бумаги формата А4, – поясняет Валерий Езерский. – Фактически предоставляет собой промышленный компьютер с высокой степенью «живучести», состоящий из двух независимых компонентов: блока терминала (БТ) и блока определения координат (БОК). Они могут функционировать автономно и масштабироваться.
Оборудование имеет ряд базовых функций, которые обеспечивают все устройства данного класса. Среди них – определение координат подвижного состава с помощью систем GPS и ГЛОНАСС, передача координат на навигационный сервер Белорусской магистрали (есть 2 слота для сим-карт), ввод первичной информации
о номере маршрута, локомотивной бригаде и так далее. Кроме того, можно дистанционно отслеживать техническое состояние самого устройства. Есть и большое количество доступных интерфейсов для подключения к ним различных устройств, находящихся на подвижном составе.
– Проект был реализован благодаря совместным усилиям специалистов службы информационных технологий, Центра научно-технической информации, Конструкторско-технического центра, при активной поддержке главного инженера дороги Валерия Шубадерова и его заместителя Геннадия Глевицкого, – отметил Валерий Езерский. – Хочется отметить также продуктивную работу и активную помощь, оказанную работниками локомотивным депо Барановичи.
До начала разработки УКНБ специалисты изучили имеющиеся аналоги. Например, нечто подобное используется в сфере автомобильных перевозок. Однако те устройства не соответствуют всем требованиям, которые действуют на стальной магистрали. Коммуникационно-навигационные блоки применяют и на Российских железных дорогах, но там они предназначены для использования только на определенном подвижном составе с учетом его конструктивных особенностей. Поэтому для нужд Белорусской магистрали решили разработать собственное оборудование, причем универсальное, подходящее для многих видов железнодорожной техники.
Новые устройства всесторонне протестировали, в том числе на антивандальность, пожаробезопасность. В ближайшее время предполагается провести дополнительную «обкатку» на маневровом локомотиве на станции Минск-Северный. Специалисты проверят функцию точного позиционирования, чтобы убедиться, что даже при множестве близко расположенных друг к другу путей, местоположение подвижного состава будет определено с высокой точностью.
В дальнейшем производство УКНБ предполагается наладить на Брестском электротехническом заводе. До конца нынешнего года планируют сделать несколько образцов и провести их заводские испытания. А в 2019-м начать серийный выпуск и предложить Белорусской магистрали около 200 таких коммуникационно-навигационных блоков.
– Есть заинтересованность пассажирской службы Управления дороги, – отмечает Валерий Езерский. – Предполагается установить УКНБ, в частности, на дизель- и электропоезда и с помощью таких устройств дистанционно отслеживать техническое состояние моторвагонного подвижного состава, температуру воздуха в салоне и другие параметры.
Кроме того, создаются предпосылки для вывода на новый уровень системы информирования пассажиров о времени прибытия и отправления поездов. В пассажирских поездах с локомотивной тягой коммуникационно-навигационные блоки могут быть установлены в штабных вагонах. Прорабатывается также возможность применения подобного оборудования на электровозах для оперативного получения информации о потреблении электроэнергии. Есть и другие предложения.
Благодаря внедрению УКНБ, как ожидается, появится возможность оптимизировать некоторые процессы в диспетчерском управлении, управлении локомотивными бригадами и автоматической идентификации подвижного состава. Использование такого аппаратно-программного комплекса – важный шаг Белорусской магистрали к эре интернет-вещей, когда устройства смогут проводить самодиагностику, информировать владельца о возникающих проблемах либо самостоятельно запускать выполнение необходимых задач. К примеру – при постановке локомотива на техническое обслуживание или ремонт он будет «подсказывать» специалистам, какие работы необходимо выполнить.
В процессе реализации проекта появятся не только новые идеи, но и дополнительные требования со стороны профильных служб Управления дороги. Поэтому специалисты постоянно совершенствуют оборудование. Примечательно, что такой разработкой заинтересовались и в России. И это свидетельствует о ее востребованности и конкурентоспособности. Для продвижения на внешних рынках проводится соответствующая сертификация.

Руслан АНАНЬЕВ

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика