Дорога – особый мир

Вряд ли среди наших читателей найдется тот, кто не знает этого человека: актера и юмориста, который на протяжении многих лет был главным режиссером Минского театра сатиры и юмора «Христофор», а ныне является художественным руководителем телевизионного проекта «Юморинка», заслуженного артиста Республики Беларусь.

Наверняка, все уже догадались, о ком идет речь. Можно было обойтись и без перечисления регалий и представить просто: «Евгений Крыжановский!». Одно упоминание имени этого человека вызывает на лицах улыбки и поднимает настроение. В преддверии профессионального праздника работников Белорусской магистрали мы побеседовали с ним о том, как железная дорога связана с судьбой и творчеством любимого артиста.
–Вообще, железная дорога и артистическая жизнь переплетаются очень сильно, ведь артисты постоянно на гастролях. Например, театр Янки Купалы, в котором я работал 12 лет, выезжал на гастроли на несколько месяцев. Скажем, месяц в Киеве и месяц в Харькове. Декорации отправляли фурами, а несколько сотен человек (актеры, гримеры, осветители, художники, рабочие сцены и т. д.) ехали в вагонах. Тут же доставались ссобойки, накрывались столы, начинались шутки, песни – веселье одним словом.
Каждый артист может рассказать много интересных историй о железной дороге. Были у меня и опоздания на поезд, и даже – каюсь – поездки без билета. Но это еще в юности. Мы с друзьями ездили зайцами из Тулы, где я тогда жил, в Москву – посмотреть спектакли и концерты. Надо сказать, что Тула – это большой областной центр, через который проходят все южные поезда, следующие в Белокаменную и в обратном направлении. У нас с товарищами был свой «актерский» прием. Облачившись в тренировочные костюмы и зажав под мышкой пакеты, в которых лежала наша нормальная одежда, мы прогуливались по платформе, где останавливался подходящий поезд (например, Адлер – Москва), изображали пассажиров, которые вышли на пару минут размять ноги. Когда состав трогался, заскакивали на ходу на ступеньки, давая понять проводнику, что в свой вагон добежать уже не успеваем. Обычно нас пускали. Мы запирались в туалете, так и ехали до Москвы.
К слову, выезжать на отдых я тоже люблю поездом. Помню свою поездку в Болгарию через несколько стран (Украина, Молдова, Румыния). Я знаю, что сегодня в мире существуют разнообразные железнодорожные туристические маршруты, очень дорогие и фешенебельные поезда, билеты на которые стоят по несколько тысяч долларов. Сам я себе такой отдых позволить не могу, но хорошо понимаю, почему они пользуются спросом. Ведь это целое приключение! Железная дорога – не просто способ передвижения, это часть какой-то другой жизни, другого мира, гораздо более интересного, чем обыденная повседневность.
– Какое Ваше первое воспоминание, связанное с железной дорогой?
– Я был ребенком (года 4, наверное). Не помню, куда мы с родителями ехали. Но я без конца баловался и шумел на все купе, лазил на верхнюю полку, в отделение для багажа, бегал, хлопал дверьми. Всех изрядно утомил. И какой-то мужчина, наш попутчик по купе, решил меня чем-то занять. Он сказал, что если выйти в коридор (а было уже темно, часов 10 вечера) и внимательно смотреть на луну, то можно увидеть что-то очень интересное. Я так и сделал. Как завороженный, уставился на огромный диск луны, который перекрывался мелькающими за окном домами и деревьями, стоял так почти час. А взрослые смогли, наконец, от меня отдохнуть.
– В детстве часто доводилось пользоваться железной дорогой?
– Очень часто. У меня одна бабушка жила в Украине, в Николаеве, откуда я родом. А вторая (папина мама) – на Урале, в Оренбурге. И мы всегда ездили к ним в гости поездом. Эти путешествия, особенно на Урал, когда пересекаешь границу Европы и Азии, мне запоминались на всю жизнь.
– Есть ли в Вашей родне железнодорожники?
– Увы, нет. Но со стальной магистралью связал свою судьбу мой товарищ Саша Довгайлов. Мы с ним вместе учились в школе в городе Козельске Калужской области, наши отцы были военными. Я поступил в Белорусский театрально-художественный институт на актерское отделение, а Саша – в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. После того мы виделись всего один раз, но я знаю, что он стал железнодорожником. Это была его мечта.
В моей семье есть «железнодорожная» традиция, которую я стараюсь сохранить: если кто-то из нас уезжает или возвращается из путешествия или командировки – все вместе идем провожать или встречать. Это целый ритуал: приехать на вокзал, всю дорогу о чем-то разговаривать, обязательно зайти в купе, поздороваться с попутчиками, уложить чемоданы, выйти и еще долго махать руками перед окошком вагона, желая доброго пути. Что-то говорить, но человек по ту сторону стекла тебя не слышит, а ты ему показываешь жестами «звони на мобильный». И так же встречать: стоять перед прибывшим поездом и выискивать среди выходящих пассажиров своего родного человека, наконец, найти, броситься навстречу, обнять, подхватить чемоданы…
Вокзал вообще особенное место, с особой атмосферой, наполненной предчувствием путешествия. Заходя сюда, ты словно переступаешь невидимую черту, отделяющую тебя от привычного мира, и вступаешь в мир железной дороги. Здесь ты уже себе не принадлежишь, ты становишься пассажиром и подчиняешься общим правилам. Следишь за информацией на табло, чтобы узнать, на какой путь прибывает твой поезд, внимательно слушаешь объявления, сбегаешь в буфет, чтоб скоротать время и т. д. Путешествие начинается с вокзала.
– Приходилось ли Вам пользоваться железнодорожным транспортом за границей?
– Конечно. Много раз бывал на гастролях за рубежом, пользовались мы и железной дорогой, в том числе электропоездами в Италии или Голландии. Радует, что в плане технического оснащения и сервиса мы постепенно приближаемся к европейскому уровню. Уже сегодня ряд крупных белорусских городов связали со столицей современные поезда. Также вспомним завод «Штадлер Минск» в Фаниполе, который выпускает очень красивый, комфортабельный подвижной состав. А что касается качества обслуживания, у нас оно ничуть не хуже. Персонал на Белорусской железной дороге предупредительный, культурный, высокопрофессиональный. Сам я, когда есть возможность, с удовольствием пользуюсь современным подвижным составом, например, когда нужно отправиться в Вильнюс.
– Затрагивалась ли железнодорожная тема в Вашем творчестве?
– Постоянно. Например, через 2 часа после нашего интервью я уезжаю в Барановичи выступать в санатории «Магистральный». Мои творческие вечера проходят там регулярно. Публика меняется, но неизменным остается теплый прием железнодорожников. Нередко после выступления ко мне подходят зрители и представляются:
«Я начальник поезда Минск – Гродно, Вы со мной несколько раз ездили». Часто так бывает.
В прошлом году меня пригласили в жюри фестиваля «Клуб веселых железнодорожников». Было очень интересно и, если честно, мне бы хотелось стать постоянным его участником.

Анекдот от Евгения Крыжановского
– Пассажир, вы едете в скором поезде, а билет у вас на пассажирский. Придется доплатить.
– А зачем? Можете сбавить скорость, я не тороплюсь.

Вообще, для юмористов железнодорожная тематика – одна из наиболее любимых, потому что всегда дает много поводов пошутить и посмеяться. В театре «Христофор» у нас была отдельная программа «Тронулись» про железную дорогу. Мы вместе со зрителями «путешествовали» по Беларуси, останавливались в разных городах. Володя Воронков играл проводницу, а все остальные, и я в том числе, – пассажиров.
Много сюжетов на железнодорожную тему было сделано для телепрограммы «Понедельник с «Христофором». Помню, нам надо было снять, как семья с чемоданами догоняет уходящий поезд. Володя Воронков в женской одежде, подхватив свои юбки выше колен, бежал вприпрыжку за составом. И мы, «семейство», – за ним по путям. Все, кто видел это комичное зрелище, хохотали до слез.
Один из самых удачных наших железнодорожных номеров, который до сих пор показывают в программе «Аншлаг», – «Электричка». Пассажир-безбилетник (его играл я) и контролер-ревизор (Володя Воронков) вступают в диалог, в ходе которого мой герой доводит собеседника до умопомрачения. С этим номером мы стали лауреатами международного эстрадного конкурса 1999 года.
Много хороших воспоминаний связано с Минским дворцом культуры и спорта железнодорожников, где у «Христофора» одно время была база, мы там давали концерты, хранили декорации.
Были у меня и работы в кино. Приходилось сниматься в теплушках дореволюционного образца, в вагонах времен войны. В Смоленске в годы перестройки я участвовал в съемках фильма о железнодорожниках «Без мундира» (1988 год, режиссер Дмитрий Светозаров).
Не обходим мы железнодорожную тему и в нашей киностудии «Юморинка»: создаем познавательные ролики для программы «Отвечайка», в том числе на тему профессиональной ориентации молодежи. Сняли сюжеты про Минский колледж железнодорожного транспорта и про Детскую железную дорогу.
– Наверное, каждый белорусский телезритель хоть раз видел социальные ролики с вашим участием, призывающие оплачивать проезд в городском наземном транспорте. Есть ли нечто подобное, но на железнодорожную тему?
– Мы недавно завершили работу над роликом, посвященным очень серьезной теме – опасности делать селфи на фоне движущегося поезда. Целевая аудитория – дети и подростки, именно среди них данное увлечение наиболее популярно. В съемках участвовал юный воспитанник киношколы, действующей при киностудии «Юморинка», Даниил Дробович. Закадровый текст читаю я.
Ролик планируют показывать на вокзалах, в поездах, где есть мониторы, а также на телевидении. Я надеюсь, что наше сотрудничество с Белорусской железной дорогой будет продолжено. Хотелось бы снять и что-то веселое, развлекательное, что поднимет настроение пассажиру в дороге.
– Ваши пожелания железнодорожникам в их профессиональный праздник.
– Конечно же, отличного настроения (и не только в праздник, а весь год)! Чтобы все пассажиры были приветливыми, чтобы в пути не возникало нештатных ситуаций, чтобы зарплата росла. И чтобы хоть раз в жизни в каждом вашем вагоне проехал Евгений Крыжановский.

Инга МИНДАЛЁВА

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика