Льется памяти река
Белорусской железной дороге Валентина Кулыба посвятила несколько десятилетий.
Это были годы, наполненные тяжелым, но интересным трудом, встречами с замечательными людьми. Сегодня Валентина Андреевна на заслуженном отдыхе. Но часто мысленно возвращается в прошлое – к истокам, с которых все начиналось в ее судьбе… Слово – Валентине Кулыбе:
«Память – словно бесценный клад, которым наградила природа человека. С ее помощью можно оказаться вновь молодым и прожить жизнь заново.
Моя родная деревня Замосточье – в 20 километрах от Витебска. В школу мы ходили через железнодорожную станцию и всегда с восторгом провожали взглядом поезд Ленинград – Одесса. В тамбуре каждого вагона с желтым флажком в руке стояла девушка-проводник. Я так хотела оказаться на ее месте! Поэтому после окончания школы сомнений в будущей профессии не было: только железная дорога! Поступила в БИИЖТ на специальность «вагоны и вагонное хозяйство». Но учиться на дневном не смогла – ушла из жизни мама, мне некому было помочь.
В январе 1970 года поступила на работу в резерв проводников Витебского вагонного депо, перевелась на заочное отделение вуза. Это было очень удобно, ведь в те годы в моем родном городе был филиал БИИЖТа.
Первая поездка по маршруту Витебск – Вильнюс навсегда осталась в памяти. Необычайная красота Беларуси, но самое удивительное – узкая лента магистрали. Что такое железная дорога? Сразу и не скажешь: рельсы, поезда, вагоны, станции. А еще ожидания, расставания, надежды, радость и грусть, волнение и встречи, работа многих тысяч людей. Меня звала романтика – казалось, рельсы уходят в небо. Мелькают за окнами вагона леса, реки, полустанки, города. Но потом наступают будни. Я поняла: чтобы в совершенстве овладеть профессией, нужно постоянно учиться.
В 1973 году меня перевели на должность электромеханика-бригадира пассажирского поезда. Работала на маршруте Витебск – Калинковичи. Бригада – молодежная. Все ладилось, за успешное выполнение соцобязательств и культурное обслуживание пассажиров начальник депо объявил благодарность. Начальник резерва говорил, что пассажиры в наших вагонах чувствуют себя во время поездки лучше, чем дома…
Стук колес – самая понятная музыка, проникающая в душу. Они словно отсчитывают километры до главной встречи жизни. Так со мной и произошло: в очередном рейсе я встретила свою судьбу. Он был военнослужащим, ехал в Витебск и на первой же встрече сделал предложение, от которого я не смогла отказаться. Супруг служил в военной части, и чтобы быть рядом с ним, мне пришлось уволиться с любимой работы.
Когда окончила БИИЖТ, пришла на работу в ПТО станции Калинковичи в качестве осмотрщика-автоматчика. Тогда это подразделение относилось к Жлобинскому вагонному депо. Работа была по-своему интересная, но поначалу очень трудная. Новый коллектив принял меня радушно, ведь тогда женщин на таких должностях было мало. Работала в паре с осмотрщиком-автоматчиком Константином Змушко. Он был опытным специалистом. Мне казалось, он каким-то седьмым чувством мог определить любую неисправность в вагоне. Говорил, что осмотрщик – это доктор-диагност, должен предвидеть любую болезнь вагона для того, чтобы обеспечить безопасность движения на вверенном участке.
В 1981 году освободилось место оператора по ограждению поездов. Начальник ПТО Владимир Рубаник эту должность предложил мне. Работа серьезная – ты в ответе за всю смену.
В 1983-м меня перевели на должность бригадира текущего ремонта вагонов, в баббитозаливочное отделение (в то время колесные пары вагонов были на подшипниках скольжения). Это очень трудоемкая и ответственная работа: нужно точно определить качество и размер подшипника, дать гарантию его безопасной эксплуатации. Быть бригадиром текущего ремонта вагонов – значит знать строение любого вагона, как таблицу умножения.
Помню, был такой случай: в спеццистерне с желтым фосфором обнаружили ползун колесной пары. Это сильно ядовитое, огнеопасное вещество. Для замены цистерну нужно было приподнять на электродомкратах так, чтобы не изменился уровень воды, которой был покрыт желтый фосфор. При этой операции присутствовали не только начальник и мастер ПТО, но и начальник депо Александр Чайковский. Все очень волновались – работа была чрезвычайно опасной! Но мои слесари – настоящие профессионалы, сделали это на высшем уровне. Начальник депо объявил всем благодарность.
Я всегда активно участвовала и в общественной жизни коллектива – на протяжении 12 лет выполняла обязанности неосвобожденного председателя профкома, председателя товарищеского суда, совместно с Натальей Цветковой постоянно оформляла наглядную агитацию, создавала плакаты, выпускала настенную газету.
Первый наставник – бригадир поезда Виктор Брянцев. Он повторял, что работу на железной дороге доверяют только ответственным, грамотным, собранным людям. Тем, кто способен в нужный момент принять правильные решения, – ведь от этого зависит безопасность движения, жизни людей. Эти слова стали девизом моей жизни.
В 2003 году цех ПТО Калинковичи перешел в ведение Гомельского вагонного депо. В этом же году после победы на отделенческом конкурсе «Лучший по профессии» я приняла участие и в аналогичном дорожном, где заняла первое место и была награждена грамотой и денежной премией. В следующем году также участвовала в отделенческом конкурсе и вновь стала лучшей.
В 2007-м достигла пенсионного возраста. Не скрою, волновалась: что же я буду делать на заслуженном отдыхе, как дальше без любимого дела? После себя оставила надежную замену: два моих сына работают слесарями на участке текущего ремонта.
Но скучать не пришлось: в марте 2008-го меня избрали председателем совета ветеранов цеха ПТО Калинковичи и Барбаров. На учете порядка 90 ветеранов – все очень разные, как по возрасту, так и по характеру. К каждому надо найти подход, чем-то поддержать, помочь хотя бы словом, а иногда и делом. Мы часто навещаем ветеранов войны, работников прифронтовых дорог, проводим праздничные встречи. При участии совета ветеранов узла, который возглавляет Александр Алексеев, организуем поездки
по родному краю. В общем, стараемся сделать досуг наших ветеранов интересным. В этой важной работе помогает и мой муж, которого я когда-то переманила на магистраль: он сменил китель военнослужащего на форму осмотрщика. В этой должности он проработал 32 года.
Железная дорога прошла красной нитью через жизнь всей моей семьи. Благодаря ей я всегда чувствую себя нужной, полной неиссякаемой энергии и оптимизма».