Магистраль в миниатюре

Ежегодно в августе зал ожидания станции «Заслоново» малой Белорусской превращается в удивительную страну железных дорог, где все живет и движется по особым законам.

Первое, что сразу бросается в глаза, – миниатюрные пассажирские и грузовые поезда, которые деловито бегут по путям. Наблюдая за ними, чувствуешь себя Гулливером. Оторвать глаз от крошечных городов и таких же деревень, станций и вокзалов невозможно. Именно поэтому посетители надолго задерживаются у макетов, в то время как любители железнодорожного моделирования продолжают «дирижировать» движением.
В этом году выставка «Белорусский модуль» собрала энтузиастов железнодорожного моделизма в двадцать первый раз. В Минск приехали гости из белорусских городов, а также из Москвы и Риги. Среди них есть моделисты, которые изготавливают подвижной состав, а есть и те, кто создает различные здания и сооружения.
Многие привезли на выставку модули в наиболее популярном железнодорожном масштабе 1:87. Участники заранее оговаривают размеры стыковочной поверхности, что позволяет все модули объединять в единую систему транспортного сообщения. Чем их больше, тем, соответственно, длиннее миниатюрная стальная магистраль.

– Части можно переставить местами, и картина изменится. Это как в конструкторе, когда из одних и тех же деталей складывают совершенно разные композиции, – объясняет инструктор по железнодорожному моделированию Юрий Панин. – Наша дорога построена в форме буквы «П». Ее началом служит макет, изготовленный на Детской железной дороге, – со станцией, водонапорной башней, киоском, вокзалом, магазином, жилыми домами. Здесь есть поле, лес и даже небольшое озеро. Макет внушительных размеров: пять метров в длину и полтора в ширину. Железнодорожные пути представляют собой два кольца. С ними стыкуется двухпутка, которую сложили из остальных модулей, в конце – разворотная петля. Развернутая длина всех путей – порядка 50 метров.
Помимо этого, взыскательной публике моделисты показали тяговый подвижной состав, различные типы грузовых вагонов, автотранспорт и даже людей в миниатюре.
Москвич Валентин как раз расставляет маленькие фигурки размером полтора сантиметра. Присматриваюсь: вот водитель подходит к автобусу, рядом дежурный по станции встречает проходящий состав, люди стоят на перроне.
– В Минск я приехал впервые. Коллекционирую подвижной состав. Многое покупаю. Что-то создаю самостоятельно, – рассказывает электромеханик связи Московского метрополитена Валентин. – На «Белорусский модуль» привез вагоны метро (их разместили в витрине), а также несколько железнодорожных вагонов и локомотив, автотехнику и фигурки людей. Вот, к слову, приближается мой дизель-поезд ДР1, еще заводской красной окраски. У вас такие ходят в синем цвете. Он снабжен миниатюрным двигателем и может перемещаться.

Минчане Антон и Алексей «дирижируют» движением

Навстречу дизель-поезду мчится тепловоз М62 и тянет пятнадцать вагонов. Этот грузопассажирский локомотив создал Сергей из Мостов. В его коллекции – десятки самодельных работ. Стендовые модели путевой техники, ряд тепловозов и электровозов на ходу, множество вагонов.
– И даже цистерну сделали Вы? – интересуюсь у собеседника.
– А как же, – отвечает он. – Чтобы получилась круглая форма, наматываю пластик на болванку, опускаю в кипяток и варю, а после с помощью напильника выпиливаю все мелкие детали и соединяю их. Вагоны изготавливать легче и быстрее, чем локомотивы. «Начинку» для тягового подвижного состава, а также элементы ходовой части покупаю. Их очень сложно сделать самостоятельно – это ювелирная работа, все остальное – реально.
Помимо техники Сергей привез модуль, где пути имеют крутой поворот. Они проходят вдоль ржаного поля, на котором работают трактор и комбайн. На следующем модуле – ангар депо. Рядом «отдыхает» тепловоз ТУ2. Такой в свое время работал на Детской железной дороге. Мимо него проносится трофейный паровоз серии ТЭ с двумя пассажирскими и одним почтово-багажным вагоном и скрывается за железнодорожным переездом. За лесом вырос австрийский городок. Его, кстати, возвел инструктор по моделированию Детской железной дороги Юрий Панин.
– Уже два года над ним тружусь. Макет небольшой, сделан под размер чемодана, который достался мне от деда. Раритетная вещь, ее он приобрел в Вене, где встретил Победу. Символично, что теперь венский чемодан возит модель австрийской железной дороги.
Своеобразным магнитом, притянувшим к себе всеобщее внимание, стал модуль минчанина Алексея. Это немецкий городок, где все здания сделаны из красного кирпича.

Макет, изготовленный на малой Белорусской

– Мне интереснее создавать ландшафт: горы, поля, деревья, траву, искусственные сооружения, – признается он. – Подвижной состав коллекционирую, но его я покупаю, он немецкого производства. Все мои поезда имеют электронную плату, позволяющую управлять ими в цифровом формате.
Этим занимаются операторы макета – воспитанники кружка «Юный железнодорожник». Они стоят вокруг мини-магистрали с красными пультами в руках, с помощью которых запускают несколько локомотивов одновременно и контролируют их движение. За два дня «Белорусского модуля» под их чутким руководством и контролем взрослых все модели продемонстрировали великолепные ходовые качества, передвигаясь, как говорится, без сучка и задоринки.
– Выставка «Белорусский модуль» не только демонстрирует коллективное творчество ее участников. Она также дает возможность пообщаться людям, увлеченным железной дорогой, обменяться опытом, посмотреть на результаты труда своих коллег, – подытоживает бывший юный железнодорожник, основатель и в свое время руководитель кружка моделирования Антон Твердов. – А еще приносит много радости маленьким посетителям Детской железной дороги.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика