Приближая Победу

Документальная выставка «Минный «Концерт» для оккупантов» открылась в Национальном архиве Республики Беларусь. В ее подготовке приняли участие и сотрудники музея истории Белорусской железной дороги.

Военный инженер Тенгиз Шавгулидзе (1941 г.)

Публике впервые представлены уникальные документальные материалы о подготовке и этапах операции «Рельсовая война» – это приказы Центрального и Белорусского штабов партизанского движения, картосхемы, диаграммы, шифрованные телеграммы. Есть в экспозиции и раритеты военного времени из музея истории Белорусской железной дороги. В их числе макеты угольной и магнитной мин, металлические шипы, муляж клина для сбрасывания паровозов с рельсов.
– О последнем экспонате хотелось бы рассказать отдельно, – подчеркивает директор музея истории магистрали Юлия Валента. – В начале Великой Отечественной, когда развернулось партизанское движение, народные мстители столкнулись с проблемой нехватки оружия. В дело включились умельцы, которые ремонтировали неисправное оружие, изготавливали новые его образцы, делали различные приспособления и запчасти для трофейного вооружения. Среди таких мастеров был и белорусский партизан Тенгиз Шавгулидзе. Именно он зимой 1942 – 1943 годов в условиях острой нехватки взрывчатых веществ выдвинул оригинальную идею: пускать под откос эшелоны врага при помощи специального приспособления, действующего по принципу железнодорожной переводной стрелки.

Приспособление весом около 20 килограммов состояло из клина и откосной рейки, строго подогнанной по размеру железнодорожного рельса. На установку этого устройства и крепление его болтами к рельсам требовалось несколько минут. Наезжая на клин, переднее колесо паровоза накатывалось на наклонную плоскость. Поднимаясь по ней, колеса паровоза и вагонов переводились по откосной рейке с внутренней на наружную сторону рельса. Эшелон шел под откос. Первый вариант такого приспособления Шавгулидзе испытал сам в составе диверсионной группы на участке железной дороги Лунинец – Калинковичи. Об этом 8 февраля 1979 года писала газета «Советская Россия»: «Тенгиз пробрался к железнодорожному пути, подполз к рельсам, меньше минуты потребовалось на установку клина. И вскоре длинный большегрузный состав, мчавшийся на восток, словно подхваченный огромной невиданной силой, на полной скорости пошел под откос. Клин сделал свое дело». Командование высоко ценило его незаурядную техническую смекалку и мастерство, а в партизанском обиходе за этим изобретением утвердилось название «клин Шавгулидзе». Еще одно приспособление талантливого железнодорожника – гранаты из обрезков водопроводных труб, самодельной взрывчатки и бикфордова шнура. Их мощность превосходила силу взрыва обычных, заводских изделий. С помощью этих гранат партизаны бригады имени П. К. Пономаренко в начале июня 1943 года полностью разгромили гарнизоны на станциях Фаличи и Самой вкупе с несколькими эшелонами с живой силой и техникой противника. Но самым впечатляющим изобретением Шавгулидзе стал гранатомет ПРГШ (партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе). На обрезанную винтовку Мосина, знаменитую «трехлинейку», изобретатель привинтил гильзу от снаряда калибра 45 мм. В нее заряжалась граната собственной конструкции. При стрельбе холостым патроном граната пролетала до 300 метров и взрывалась возле врага. Подобная конструкция не нова, но именно Тенгиз Шавгулидзе научился делать такое оружие буквально «на коленке». Оружие массово применялось партизанами в боях и наводило ужас на фашистов. Посетителям выставки будет интересна и биография железнодорожника-партизана. Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен. В июне 1942 года бежал и попал в партизанский отряд, действовавший в Минской области. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны». После Победы вернулся в Москву, трудился инженером-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта, долгое время был начальником КБ приборов Московского метрополитена. Стал заслуженным изобретателем РСФСР, на его счету 85 изобретений.

Еще один экспонат выставки – переносной телефон в кожаном футляре ЕЕ-108 (1940 – 1945 гг.). Он был одним из самых распространенных у советских армейских связистов. Применялся преимущественно на передовой для связи взводов с ротным командованием и рот с батальонным. Расстояние эффективного использования телефонного аппарата до 15 км. Телефоны ЕЕ-108 были разработаны в США специально для Красной армии. Американская статистика поставок по ленд-лизу говорит о том, что из 80 тысяч ЕЕ-108 более 90% таких телефонов было поставлено именно в СССР.
На выставке также можно увидеть шипы, которые использовались для выведения из строя автотранспорта врага, угольную мину – взрывное устройство маскировалось под кусок угля и подбрасывалось в тендер паровоза, а также форменный железнодорожный мужской костюм образца 1943 года.

– Выставка приурочена к 75-летию начала рельсовой войны на территории Беларуси. Она имеет большое познавательное значение, – отмечает заведующая отделом научного использования документов и информации нацархива Маргарита Старостенко. – Этой операции Ставка Верховного Главнокомандования уделяла особое внимание. Благодаря ей были разрушены основные железнодорожные коммуникации, по которым немцы осуществляли перевозки солдат и боеприпасов на Восточный фронт.
В ночь на 3 августа 1943 года около 74 тыс. народных мстителей нанесли мощный удар по коммуникациям оккупантов. За первые три дня они подорвали около 44 тыс. рельсов, в результате чего движение на важнейших магистралях было прервано на срок от 5 до 15 суток.

К 15 августа количество подорванных рельсов достигло 94,5 тыс., а к середине сентября – более 121 тыс. На втором этапе рельсовой войны под названием «Концерт» – с 19 сентября до конца октября – белорусские партизаны уничтожили свыше 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 поезд, взорвали 72 железнодорожных моста.
В ходе первого и второго этапов рельсовой войны на территории Беларуси партизаны пустили под откос 2171 эшелон, шесть бронепоездов, уничтожили 295 железнодорожных мостов. За этими цифрами – судьбы многих людей. В том числе и железнодорожников, которые ежедневно, как могли, приближали одну на всех Великую Победу.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.




Яндекс.Метрика