В поиске дефектов – свои секреты
Свыше 240 тыс. элементов оборудования грузовых вагонов ежегодно проверяют специалисты лаборатории неразрушающего контроля деталей и узлов Полоцкого вагонного депо. Профессионализм и ответственность при диагностике подвижного состава позволяют полоцким железнодорожникам своевременно выявлять дефекты, представляющие угрозу безопасности движения поездов.
Коллектив лаборатории – а это 14 человек – проводит неразрушающий контроль при ремонте грузовых вагонов как собственности Белорусской железной дороги, так и предприятий страны и Российской Федерации.
– Качество выпускаемых после ремонта вагонов – это не только гарантия безопасности движения поездов, но и основа успешной деятельности депо, особенно в условиях свободного рынка, – замечает начальник лаборатории Юрий Гиль. – Наше подразделение самое молодое на предприятии: основано в декабре 2005 года. Высокая квалификация специалистов и техническая оснащенность позволяет нам на должном уровне осуществлять неразрушающий контроль широкого спектра узлов и деталей вагона. Ежегодно – по результатам нашей работы – бракуется в среднем около трех тысяч элементов оборудования грузовых вагонов.
Дефектоскописты проводят диагностику на восьми специально оборудованных местах, расположенных в автоматно-заготовительном, вагоносборочном и колесно-роликовом участках депо. Они используют несколько методов неразрушающего контроля (визуальный, магнитный (магнитопорошковый, феррозондовый), вихретоковый и ультразвуковой). За 6 месяцев нынешнего года специалисты проверили почти 6 тыс. колесных пар и столько же боковых рам тележек, около 3 тыс. надрессорных балок, свыше 5 тыс. корпусов автосцепок и тяговых хомутов.
Технологии контроля постоянно совершенствуются. К примеру, для повышения качества проверки деталей были разработаны специализированные приспособления магнитопорошкового контроля упорных колец с использованием установки РМ-8617.
– Благодаря установке специализированных кантователей решен вопрос контроля надрессорных балок и боковых рам. Применение такого оборудования позволяет проконтролировать самые недоступные уголки детали и разглядеть наиболее трудновыявляемый дефект, – рассказывает Юрий Гиль. – Кроме того, мы внедрили технологию магнитопорошкового неразрушающего контроля запасных резервуаров. Она помогла полностью исключить утечку воздуха из-за образования сквозных трещин, а, следовательно, выбраковывать все неисправные резервуары.
Благодаря оснащению лаборатории электромагнитным намагничивающим устройством МСН-10 на новый уровень выведен и феррозондовый контроль. Здесь отказались от морально и физически устаревших приставных магнитов и проводят проверку сразу всей тележки. Как замечает Юрий Степанович, важным аспектом обеспечения безопасности движения является безотказная работа узла крепления котла вагона-цистерны к раме вагона. Наиболее уязвимое место – стяжной хомут. Именно в его соединениях образуются трещины, которые могут стать причиной происшествия. Поэтому совершенствованию технологии контроля этого узла уделено особое внимание.
– Главное направление дальнейшего развития нашего подразделения – внедрение автоматических систем контроля, полностью исключающих человеческий фактор, – подчеркивает руководитель лаборатории. – К примеру, в настоящее время для обнаружения трещин в боковых рамах по радиусу R55 используются люмине-
сцентные порошки. Они особо мелкодисперсные, поэтому позволяют обнаруживать трещины на данных участках еще на стадии их зарождения.
Юрий Гиль возглавляет лабораторию с момента ее создания. В Полоцкое вагонное депо он пришел инженером по сварке и дефектоскопии в 2003 году. Зарекомендовал себя как ответственный и добросовестный работник. И уже буквально через два года ему доверили руководить самостоятельным подразделением. Как замечает Юрий Степанович, случайных людей в его команде нет, все – настоящие мастера своего дела. Более двух десятков лет в дефектоскопии трудятся Эмма Иванова, Александр Попков, Александр Протас. Отлично с заданиями любой сложности справляется и молодежь, в том числе Игорь Картаков, Сергей Паеников, Артем Юшкевич, Алексей Демчук, Игорь Максимов.
Полоцкие дефектоскописты регулярно повышают квалификацию в Дорожном центре. Лаборатория также располагает оборудованным учебным классом, создан банк деталей с наиболее распространенными дефектами. В распоряжении специалистов – все необходимые приборы. В числе последних приобретений – ультразвуковой толщиномер, измеритель напряженности магнитного поля и ультрафиолетовая лампа.
– С помощью приборов мы «заглядываем» внутрь металлической поверхности и «ставим диагноз» – вернуть осматриваемую деталь в эксплуатацию или списать ее в утиль, – говорит Юрий Гиль. – Работа у нас интересная, но ответственная, поэтому и требования к коллективу повышенные. Этой высокой планке стараемся соответствовать, регулярно оттачиваем профессиональное мастерство.
Екатерина ОСОВСКАЯ