Январь
Пн
13
2025

В поиске дефектов – свои секреты

Свыше 240 тыс. элементов оборудования грузовых вагонов ежегодно проверяют специалисты лаборатории неразрушающего контроля деталей и узлов Полоцкого вагонного депо. Профессионализм и ответственность при диагностике подвижного состава позволяют полоцким железнодорожникам своевременно выявлять дефекты, представляющие угрозу безопасности движения поездов.

Дефектоскописты Александр Протас, Вячеслав Янукович, начальник лаборатории Юрий Гиль, дефектоскописты Эмма Иванова (в центре),
Артем Юшкевич, Сергей Паеников

Коллектив лаборатории – а это 14 человек – проводит неразрушающий контроль при ремонте грузовых вагонов как собственности Белорусской железной дороги, так и предприятий страны и Российской Федерации.
– Качество выпускаемых после ремонта вагонов – это не только гарантия безопасности движения поездов, но и основа успешной деятельности депо, особенно в условиях свободного рынка, – замечает начальник лаборатории Юрий Гиль. – Наше подразделение самое молодое на предприятии: основано в декабре 2005 года. Высокая квалификация специалистов и техническая оснащенность позволяет нам на должном уровне осуществлять неразрушающий контроль широкого спектра узлов и деталей вагона. Ежегодно – по результатам нашей работы – бракуется в среднем около трех тысяч элементов оборудования грузовых вагонов.
Дефектоскописты проводят диагностику на восьми специально оборудованных местах, расположенных в автоматно-заготовительном, вагоносборочном и колесно-роликовом участках депо. Они используют несколько методов неразрушающего контроля (визуальный, магнитный (магнитопорошковый, феррозондовый), вихретоковый и ультразвуковой). За 6 месяцев нынешнего года специалисты проверили почти 6 тыс. колесных пар и столько же боковых рам тележек, около 3 тыс. надрессорных балок, свыше 5 тыс. корпусов автосцепок и тяговых хомутов.
Технологии контроля постоянно совершенствуются. К примеру, для повышения качества проверки деталей были разработаны специализированные приспособления магнитопорошкового контроля упорных колец с использованием установки РМ-8617.
– Благодаря установке специализированных кантователей решен вопрос контроля надрессорных балок и боковых рам. Применение такого оборудования позволяет проконтролировать самые недоступные уголки детали и разглядеть наиболее трудновыявляемый дефект, – рассказывает Юрий Гиль. – Кроме того, мы внедрили технологию магнитопорошкового неразрушающего контроля запасных резервуаров. Она помогла полностью исключить утечку воздуха из-за образования сквозных трещин, а, следовательно, выбраковывать все неисправные резервуары.
Благодаря оснащению лаборатории электромагнитным намагничивающим устройством МСН-10 на новый уровень выведен и феррозондовый контроль. Здесь отказались от морально и физически устаревших приставных магнитов и проводят проверку сразу всей тележки. Как замечает Юрий Степанович, важным аспектом обеспечения безопасности движения является безотказная работа узла крепления котла вагона-цистерны к раме вагона. Наиболее уязвимое место – стяжной хомут. Именно в его соединениях образуются трещины, которые могут стать причиной происшествия. Поэтому совершенствованию технологии контроля этого узла уделено особое внимание.
– Главное направление дальнейшего развития нашего подразделения – внедрение автоматических систем контроля, полностью исключающих человеческий фактор, – подчеркивает руководитель лаборатории. – К примеру, в настоящее время для обнаружения трещин в боковых рамах по радиусу R55 используются люмине-
сцентные порошки. Они особо мелкодисперсные, поэтому позволяют обнаруживать трещины на данных участках еще на стадии их зарождения.
Юрий Гиль возглавляет лабораторию с момента ее создания. В Полоцкое вагонное депо он пришел инженером по сварке и дефектоскопии в 2003 году. Зарекомендовал себя как ответственный и добросовестный работник. И уже буквально через два года ему доверили руководить самостоятельным подразделением. Как замечает Юрий Степанович, случайных людей в его команде нет, все – настоящие мастера своего дела. Более двух десятков лет в дефектоскопии трудятся Эмма Иванова, Александр Попков, Александр Протас. Отлично с заданиями любой сложности справляется и молодежь, в том числе Игорь Картаков, Сергей Паеников, Артем Юшкевич, Алексей Демчук, Игорь Максимов.
Полоцкие дефектоскописты регулярно повышают квалификацию в Дорожном центре. Лаборатория также располагает оборудованным учебным классом, создан банк деталей с наиболее распространенными дефектами. В распоряжении специалистов – все необходимые приборы. В числе последних приобретений – ультразвуковой толщиномер, измеритель напряженности магнитного поля и ультрафиолетовая лампа.
– С помощью приборов мы «заглядываем» внутрь металлической поверхности и «ставим диагноз» – вернуть осматриваемую деталь в эксплуатацию или списать ее в утиль, – говорит Юрий Гиль. – Работа у нас интересная, но ответственная, поэтому и требования к коллективу повышенные. Этой высокой планке стараемся соответствовать, регулярно оттачиваем профессиональное мастерство.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика