Май
Чт
15
2025

На перекрестке интересов

Эффективность проделанной работы и задачи на перспективу обсудили участники прошедшего в Минске заседания Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт».

Гостей приветствовал главный инженер Белорусской магистрали Валерий Шубадеров. Он подчеркнул важность рассматриваемых вопросов, напомнив, что с 2014 года данная тема является сферой законодательного регулирования в пяти странах ЕАЭС. По его словам, деятельность МТК 524 позволяет помимо создания межгосударственных стандартов решать такие актуальные задачи, как обеспечение эксплуатационной совместимости на «пространстве 1520», повышение безопасности движения поездов, технического уровня и качества железнодорожной техники, улучшение взаимопонимания между профильными специалистами из разных стран. Валерий Николаевич отметил вклад ОАО «Российские железные дороги» в общее дело, а также подчеркнул, что МТК 524 продолжает оставаться хорошей площадкой – как в плане разработки стандартов, так и для обсуждения конкретных вопросов в самых разных направлениях технического регулирования.
Председатель МТК 524 – старший советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Валентин Гапанович поблагодарил белорусских коллег за гостеприимство и хорошую организацию мероприятия. Он подвел итоги работы комитета в минувшем году, а также обозначил задачи на 2018 – 2019 годы. Стратегическими направлениями он назвал цифровую железную дорогу (развитие BIM-технологий, беспилотной системы управления), высокоскоростное движение (для чего необходима гармонизация требований с директивами EC и TSI, разработка стандартов под ТР ТС 002/2011). Валентин Александрович отметил серьезный потенциал высокоскоростных магистралей в рамках реализации инициативы «Один пояс – один путь». По его словам, создание единого транспортного коридора между Китаем и Европой позволит значительно повысить конкурентоспособность всех участников данного проекта. Также среди приоритетов – повышение уровня сервиса железнодорожного транспорта (доступность, своевременность, надежность), экология и энергоэффективность (рациональное природопользование, экологическая безопасность) и т. д. «Стандартизация – это один из столпов, на котором держится качество, наравне с метрологией, оценкой соответствия и аккредитацией», – напомнил Валентин Гапанович.

Высоко оценил работу МТК 524 директор Бюро по стандартам, ответственный секретарь Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Владимир Черняк (на фото). Он проинформировал коллег о том, что в конце прошлого года фонд МГС насчитывал более 25,7 тыс. документов, их уровень гармонизации с международными стандартами составил 62%. Однако, продолжая движение по пути унификации, нельзя потерять и полезные наработки советской школы стандартизации, подчеркнул выступающий. Он рассказал о деятельности в рамках МГС. Обратил внимание на важность Соглашения о распространении документов по межгосударственной стандартизации, подписанного в июне нынешнего года в Душанбе на уровне правительств Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России. Оно закрепляет за национальными органами государств-участников Соглашения исключительное право на их передачу и установление обязательств по защите. Обеспечивает единство принципов достоверности, актуальности применяемых документов, а также легальности их обращения.
С концептом разработки межгосударственного стандарта на базе информационного ресурса МТК 524 участников ознакомил начальник отдела информационных технологий Федерального бюджетного управления «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» Алексей Подлужный. О мерах по развитию системы стандартизации в отрасли рассказал директор Департамента технической политики и регулирования АО «Национальная компания «Казакстан темір жолы» Талгат Канатбаев. Он же призвал коллег более четко определить роль и место подкомитетов в структуре МТК 524.
С основными направлениями совершенствования работы по стандартизации на Белорусской железной дороге гостей ознакомил руководитель профильной службы Управления магистрали Владимир Фролов. Он отметил, что сегодня ключевое место в успешном функционировании железнодорожной отрасли занимают IT-технологии. С учетом этого на Белорусской формируется стратегия по развитию цифровых технологий, в том числе и цифровой стандартизации. Она предполагает интегрирование в государственную и межгосударственную систему, что позволит создать новые технологические решения и обеспечить устойчивую конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
В ходе обсуждения вопросов повестки дня специалисты отмечали большое значение стандартизации бизнес-процессов в области эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. Также в рамках заседания состоялось награждение наиболее активных участников работ по стандартизации в 2017 году.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика